Поиск:

Агогика

Какой смысл мызыканты вкладывают в эту версию трактовки слова или личности "Агогика":

АГОГИКА (греч. agoge — движение) — одно из средств выразительности муз. исполнения, заключающееся в кратковременных отклонениях от ровного темпа и строгого ритма, при условии их сохранения в целом. А. имеет свои закономерности. Так, напр., устремление к кульминации может сопровождаться ускорением (гл. обр. в небольших муз. построениях) или, наоборот, замедлением темпа (что наблюдается также в завершающих кадансах). Ускорение должно, как правило, уравновешиваться последующим замедлением. Наиболее значит. звуки, важные по смыслу слова (их ударные слоги) могут подчеркиваться некотор. "оттягиванием" (агогический акцент), а так наз. слабые окончания за этот счет сокращаться. Иногда А. регулируется спец. указаниями (a piacere — свободно, ad libitum — по желанию, tempo rubato, capriccioso — капризно и т. д.). Порой к области А. относят весь комплекс метроритмич. и темповых отклонений (ферматы, stretto — сжимая, accelerando — ускоряя, allargando — расширяя и т. д.). А. связана со всеми компонентами муз. формы: структурой, динамикой, мелодикой, гармонией и др., зависит от жанра и характера произв., стиля композитора, индивидуальности исполнителя. Некотор. жанры отличаются устойчивостью темпов (марш, отд. танцевальные пьесы, токката, пьесы в характере "вечное движение"). Произв. старых мастеров (Баха и др.), особенно полифонические, требуют более строгого темпа, тогда как, напр., соч. романтиков исполняются свободнее. Применяя агогич. оттенки, дирижер должен обладать чувством меры, а хор — быть гибким, податливым на жесты дирижера. См. Рубато. 106, 143, 295.

Правильное понимание "Агогика" основывается на музыкальных практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация Агогика творцами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.





Вверх