Поиск:

Блюз

Какой смысл мызыканты вкладывают в эту версию трактовки слова или личности "Блюз":

Блюз (предпол. от амер. идиомы to feel blue — пребывать в печали или от англ. blue devils — тоска, меланхолия, хандра; англ. blue — букв. голубой) — жанр традиционной афроамериканской музыки и джаза. Б. развился из целого ряда афроамериканской фольклорных вокальных жанров, из которых важнейшими являются уорк-сонг, холлер, баллада и спиричуэл. Проявляется стиль Б. в характерных особенностях интонационного строя, лада, мелодики, гармонии, ритма, формы. Блюзовая форма имеет 12-тактовую вопросоответную структуру периода из 3-х фраз по 4 такта в каждой — AAB (с повторным "вопросом" А и однократным "ответом" В, проявляющимся как в мелодии, так и в тексте): первые 4 такта — на тонической гармонии, по 2 — на субдоминанте и тонике и по 2 — на доминанте и тонике. Например: Однако встречаются и другие формы (16-, 32-тактовые) Б. Размер Б. — 4/4, темп произвольный, чаще медленный. Характерной особенностью Б. являются т. н. "блюзовые тоны" — зоны лабильного (неустойчивого, подвижного) интонирования отдельных ступеней лада, несовпадающие с принятым в европейской практике делением октавы на 12 равных полутонов. В семиступенном звукоряде (гептатонике) располагаются главным образом на III и VII ступенях (т. н. "блюзовая терция" и "блюзовая септима"), условно нотируемые как пониженные III и VII ступени мажора. Поэзия Б. проста и тематически разнообразна. В ней отражаются различные стороны повседневной жизни афроамериканца — безответная любовь, утраченное человеческое достоинство, горькая неволя и непосильный труд, социальная несправедливость, расовая дискриминация и др. Различают три стадии эволюции Б.: архаический, или сельский (прибл. 1850—1890), классический, или городской (прибл. 1900—1935) и современный, или инструментальный (прибл. 1930). Термин "Б." как название впервые вошел в обиход в 1912 гг. (по утверждению американского историка джаза Б. Уланова). Всеобщую известность Б. получил благодаря популяризаторской и творческой деятельности У. К. Хенди, прозванного отцом блюза. Блюзовая традиция представлена практически во всех основных джазовых стилях; к ней обращались в своем творчестве многие ведущие академические композиторы XX в. (Гершвин, Равель, Мийо, Копленд, Онеггер и др.). Под влиянием блюза возникли многие формы и жанры современного рока и поп-музыки. Среди наиболее известных исполнителей архаического Б. — Лемон Джефферсон и Хадди Ледбеттер; классического Б. — Сонни Бой Уильямс, Гетруда Ма Рейни и Бейси Смит; современного Б. — Луи Армстронг, Милт Джексон, Каунт Бейси, Джимми Смит, Дюк Эллингтон и др. См.: Архаический блюз, Классический блюз, Современный блюз.

Правильное понимание "Блюз" основывается на музыкальных практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация Блюз творцами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.





Вверх