Поиск:

Церковная музыка

Какой смысл мызыканты вкладывают в эту версию трактовки слова или личности "Церковная музыка":

ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА — музыка, обслуживающая церковное богослужение. Понятие “культовая музыка” относится ко всем конфессиям (вероисповеданиям). Известно и более широкое определение: “духовная музыка”. Пение и игра на муз. инструментах при совершении религиозн. обрядов известны еще с глубокой древности. Хоры пели в храмах Египта, Вавилона, Палестины, Индии. Важное восп. значение придавалось хор. пению и музыке в античной Греции. Древнегреч. и древнееврейск. песнопения оказали влияние на христианскую церк. музыку Византии и Рима. Главным в христианском богослужении явл. омузыкаленный канонич. текст, составленный на основе Библии, Евангелия, творений святых отцов. “Задача церковной музыки — дать возможность молящимся прочувствовать содержание и настроение богослужебного текста и способствовать большей сосредоточенности слушателей в молитве” (А. Д. Кастальский). Профес. муз. искусство (на Западе и в России) длит. время было связано с церковью: при храмах и монастырях содержались спец. певчие, создавались хор. школы, развивалась муз. наука, специфич. письменность (см. Крюки). В течение веков церк. искусство в разных его формах (архитектура, живопись, литература, музыка) являлось гл. фактором эстетич. воспитания нар. масс. В каждой из христианск. церквей (православной, католической, протестантской) имеются свои разновидности богослужения с присущим им муз. оформлением. Наблюдаются и общие виды, напр., утреннее богослужение — литургия (обедня, месса), вечернее (всенощная, вечерня — Vesper) и др. В муз. основе католич. богослужения, совершаемого на лат. языке, лежит григорианский хорал, исполняемый профес. певчими (муж. хор в унисон), с сопр. — чаще всего — органа. Гл. виды католич. музыки: месса, реквием, а также Магнификат, Stabat Mater, гимны Ave verum, Ave Maria и др. В этих формах многие композиторы-классики создали творения, проникнутые гуманистич. содержанием, выходящие за рамки их первонач. назначения, исполняемые в концертах (мессы Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Россини, Листа; реквиемы Моцарта, Берлиоза, Верди и др.). В музыке протестантск. церкви основой явл. лютеранский многоголосн. хорал, исп. всею общиной на родном языке в сопр. органа (такой хорал часто встречается у И. С. Баха в его пассионах и кантатах). Для протестантск. богослужения характерна короткая месса (missa brevis). И в католич. и в протестантск. музыке используются такие хор. жанры, как мотет, оратория, кантата. Понятие “духовная музыка” охватывает широкий круг произведений, написанных на религиозн. тематику (не обязательно на канонич. тексты). По содержанию (преобладание музыкально-эстетической стороны), форме, объему, своб. использованию текста эта музыка больше соответствует исполнению в концертн. зале. Таковы мн. хоры и произв. кантатно-оратор. жанра. Разграничить духовную и собственно церк. музыку не всегда возможно, поскольку образцы последней могут исполняться и в концертах. В музыке XX в. наблюдается возрождение интереса к церк. жанрам (Стравинский, Яначек, Кодай, Пуленк, Бриттен, Лигети, Пендерецкий, Бернстайн, Уэббер и др., многие рус. композиторы). См. Русская церковная музыка. 49, 72, 200.

Правильное понимание "Церковная музыка" основывается на музыкальных практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация Церковная музыка творцами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.





Вверх