Поиск:

Чайковский Петр Ильич

Какой смысл мызыканты вкладывают в эту версию трактовки слова или личности "Чайковский Петр Ильич":

ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич (1840—93) — рус. композитор, дирижер, проф. Моск. консерватории. В детстве пел в хоре Уч-ща правоведения (под рук. Г. Ломакина); дирижировал хором и оркестром (“Вавилонское столпотворение” А. Рубинштейна, 9-я симфония Бетховена, разл. оперы); разучивал с хорами свои соч., был членом Наблюдательного совета Синодального уч-ща. Оперы Ч. содержат много ярких хор. сцен и отд. хоров (“Опричник”, “Евгений Онегин”, “Орлеанская дева”, “Мазепа”, “Черевички”, “Чародейка”, “Пиковая дама”, “Иоланта”). Оп. хоры Ч. несут разнообразную функцию: они способствуют созданию историко-бытового и эмоционального фона, иногда используются как фактор контраста — отстранения или дают косвенную характеристику действующим лицам, предвещают события, а в нек. операх (“Чародейка”, “Пиковая дама”), подобно хору в древнегреч. трагедии, подводят итог совершившемуся. В массовых хор. сценах, как и везде у Ч., ведущим явл. муз. развитие; он не пытается приблизиться к речевым интонациям, хотя всегда следит за верностью декламации. Ч. — автор кантат для солистов, хора и орк. “К радости”, “Москва”, кантаты “В память двухсотой годовщины рождения Петра Великого” (к открытию Политехнической выставки), Хора к юбилею О. А. Петрова; хоров из музыки к весенней сказке А. Островского “Снегурочка”, Хора цветов и насекомых к предполагавшейся оп. “Мандрагора”. Ему принадлежит 12 соч. для хора a cap.: “Соловушко”, на собств. текст (посв. хору СПб. оперы); “Не кукушечка во сыром бору”, жен. хор “Без поры да без времени” (оба на сл. Н. Цыганова), “Что смолкнул веселия глас” (муж. хор на сл. Пушкина) — все 3 хора посв. Бесплатному хоровому классу И. Мельникова, “Ночевала тучка”, на сл. М. Лермонтова, “На сон грядущий”, на сл. Н. Огарева (раннее соч. Ч.; имеется вариант для хора с орк.); “Привет А. Рубинштейну”, на сл. Я. Полонского (большой хор типа славильной кантаты); Гимн в честь Кирилла и Мефодия, “Правоведческая песнь” (оба на сл. Ч.); муж. хоры: “Блажен, кто улыбается”, на сл. К. Р., “Вечер”; “Легенда” — авторск. перелож. для смеш. хора детской песни на сл. А. Плещеева. Духовн. соч.: “Литургия св. Иоанна Златоуста” (1878, из-за несоответствия церк. традициям подвергавшаяся запрету); “Всенощное бдение” (1881, гармонизация древних распевов); Девять духовно-музыкальных сочинений (1884—85) — 3 Херувимских, “Тебе поем”, “Достойно есть”, “Отче наш”, “Блажени яже избрал” (причастный стих на заупокойной литургии), “Да исправится” (жен. трио с хором), “Ныне Силы Небесныя”, а также “Ангел вопияше” (1887, написано для Русского хорового об-ва). Своей Литургией Ч. начал новый этап в рус. церк. музыке — свободного комп. тв-ва (до этого разрешались лишь сочинения сотрудников Придв. певч. капеллы). Ч. обладал собственным, ярко выраженным хор. стилем. В его соч. четко различается два вида фактуры: гомофонно-гармонич., свойственная преимущ. экспозиц. частям формы, и полифонич., гл. обр. в виде имитац. полифонии, в средних, разработочн. частях. Но и гомофония у Ч. всегда связана с мелодизацией голосов. У Ч. нередко имитируются хор. группы; в ранних кантатах имеются большие развитые фуги; часто применяется фугато. Структуре соч. Ч. свойственна повторяемость мотивов, фраз, гарм. оборотов (что создает трудности их интонирования). В то же время композитор, объединяя детали, создает построения “широкого дыхания”, пользуясь секвенциями, слабыми окончаниями (паузой на первой доле), опережающим вступлением одного или неск. голосов, несоверш. кадансами, раскрытыми периодами на гранях формы, гармонич. планом, включающим побочные ступени и т. д. Наряду с выдержанным четырехголосием (в хорах a cap.) и использованием чистых тембров, Ч. нередко применяет В. С. Орлов и И. Я. Тернов. Лучшие из хор. сочинений Ч., наравне с его симфониями, операми, камерными произведениями, составляют ценнейшую часть рус. классич. музыки. В критич. статьях и письмах Ч. имеются высказывания о хор. произв. и исполнителях, о важности хор. пения для муз. воспитания народа. 3, 20, 294.

Правильное понимание "Чайковский Петр Ильич" основывается на музыкальных практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация Чайковский Петр Ильич творцами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.





Вверх