Поиск:

Дирижирование

Какой смысл мызыканты вкладывают в эту версию трактовки слова или личности "Дирижирование":

ДИРИЖИРОВАНИЕ — искусство управления коллективным исполнением музыки (оркестром, хором, ансамблем); осуществляется спец. лицом — дирижером (капельмейстером, хормейстером). В результате взаимодействия исполнителей во главе с дирижером (неписаное правило в Синодальном училище гласило: "Петь по руке и по товарищу") создается "живой инструмент", позволяющий творчески интерпретировать произведение. Искусство Д. основано на исторически развившейся системе жестов, базирующейся на общепонятных, встречающихся в жизненной практике, движениях. Важнейшим, специфич. дирижерским жестом, обеспечивающим единство исполнения, явл. так наз. ауфтакт. Система ауфтактов оформлена в спец. циклических движениях — дириж. сетках. Кроме ауфтактовых (предупреждающих, ритмически оформленных) движений дирижер пользуется и другими, напр., сопровождающими жестами, применяет различн. условные жесты. Большое значение при Д. имеют также взгляд, мимика, поза и вообще весь облик дирижера. Совокупность дириж. средств направлена на воплощение исполнителями творч. замысла дирижера; при этом важную роль выполняет и так наз. обратная связь — восприятие дирижером результатов своего управления. Поскольку Д. — специфич. вид исполнения (не непосредственно, а через других музыкантов, певцов), решающее значение имеет способность воздействия дирижера на исполнителей, дириж. воля. В нар. искусстве совместное пение издавна направлялось одним лицом — запевалой. В Др. Греции это был предводитель хора — корифей, стучавший ногой. Еще в древности, а затем в Средневековье развилось искусство хейрономии. С усложнением многоголосн. пения и орк. игры в XV в. возник способ Д. при помощи баттуты, которой дирижер отбивал счетные доли. С развитием системы генерал-баса (XVII—XVIII вв.) исполнением нередко управлял органист или клавесинист, сидя за инструментом. Имело место и двойное Д.: кроме клавесиниста дирижировал и скрипач-концертмейстер (котор. впоследствии, с отмиранием генерал-баса, стал единственным дирижером). Бывало также тройное Д., когда в упр. исполнением участвовали клавесинист, концертмейстер и объединявший их дирижер. В европ. музыке до XIX в. дирижер был композитором, педагогом, исполнителем своих соч. В связи с усложнением музыки и повышением требований к качеству коллективн. исполнения в 1-й полов. XIX в. выделилась спец. профессия дирижера как исполнителя (и не только своей музыки, не только со своим коллективом). В области развития дириж. техники произошла окончат. замена звукового способа управления зрительным — при помощи жеста и мимики. Первыми стали дирижировать палочкой (в 20-х гг. XIX в.) И. Мозель, Л. Шпор; одним из первых гастролирующих дирижеров был К. М. Вебер; Р. Вагнер и Г. Берлиоз начали дирижировать, обратившись лицом к оркестру (а не к публике, как было раньше), что значительно усилило воздействие дирижера на исполнителей. Дириж. искусство достигло расцвета на рубеже XX в. (Малер, Никиш, Сафонов, Тосканини и др.). Научно-методич. изучение вопросов Д. началось сравнит. недавно; многое сделали в этом отношении отечественные дирижеры-педагоги (И. А. Мусин, Л. М. Гинзбург, Г. Л. Ержемский, С. А. Казачков, К. А. Ольхов, К. Б. Птица и др.). Принципы Д. остаются во всех случаях постоянными, общими, однако в зависимости от способов исполнения Д. приобретает свои особенности, отражающиеся в жесте. Специфика Д. хором заключается: а) в управлении, в какой-то мере, певч. процессом (дозировка дыхания — глубина вдоха, нередко задержка его перед атакой, характер атаки, степень прикрытости звука, его опертость); б) в управлении строем, гл. обр. при помощи предупреждающих жестов; в) во влиянии на произношение текста (его четкость, осмысленность, ясное снятие при окончаниях на согласных). Д. хором осуществляется обычно без палочки (некотор. дирижеры не пользуются палочкой и при упр. орк.), нередко наблюдается более свободное применение сетки. 39, 75, 108, 142, 150, 151, 152, 177.

Правильное понимание "Дирижирование" основывается на музыкальных практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация Дирижирование творцами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.





Вверх