Поиск:

Форма музыкальная

Какой смысл мызыканты вкладывают в эту версию трактовки слова или личности "Форма музыкальная":

ФОРМА МУЗЫКАЛЬНАЯ — 1) Совокупность муз.-выразит. средств., воплощающих идейно-худож. содержание произв. Единство (соответствие) содержания и Ф. — важнейшее условие художественности произв. К элементам Ф. относятся мелодия, гармония, ритм, структурные соотношения, фактура, динамика, агогика, а применительно к хор. произв. — элементы хоровой звучности. Работа над ними всегда должна быть направлена на раскрытие содержания произв. 2) Муз. Ф. в узком смысле — структура (строение, композиция) произв. В хор. музыке находят применение различные муз. формы: период, 2-частная и 3-частная Ф., куплетная, вариационная, рондо, сонатная, строфическая, полифонические и циклические Ф. Неб. хоры (хор. миниатюры) обычно пишутся в одночастной (период), а также в простых, 2- или 3-частной формах. Простая безрепризная 2-частная Ф.: 1-я ч. — период, 2-я — разработочного характера, иногда с кодой (заключением, дополнением, напр., Калинников — "Жаворонок"). Нередко 1-я ч. служит запевом, 2-я — припевом (в куплетных песнях). В зависимости от текста 2-я ч. порой контрастирует с 1-й, может иметь связующую часть и коду (Танеев — "Восход солнца"). В репризной 2-частной Ф. 2-е предложение 2-й ч. сходно со 2-м предложением 1-й ч. (А. Александров — "Священная война", Мендельсон — "Лес"). Простая 3-частная Ф.: средняя часть разработочного характера или содержит новый материал; 3-я ч. — реприза (повторение 1-й ч.), котор. может быть точной, динамической (усиленной, развитой), сокращенной (нередко в хорах Калинникова — "На старом кургане" и др.). При так наз. тональной репризе существует лишь возвращение в гл. тональность, с большим или меньшим сходством тематич. материала. В 3-частной Ф. перед репризой всегда имеется значительная цезура, отделяющая ее от средней части (такая цезура отсутствует в 2-частной репризной Ф.). В сложных 2- и 3-частной Ф. части их образуются из каких-либо простых форм (Алябьев — "В танце"). В сложной 3-частной встречается зеркальная реприза, в котор. материал 1-й ч. изложен в обратном порядке (Чайковский — "Соловушко"). Хор. произв. нередко пишутся в так наз. строфической Ф., когда каждой строфе — законч. стихотворному построению — соответствует новый муз. материал (Чайковский — "Что смолкнул веселия глас"). Встречаются и смешанные формы, сочетающие признаки различных Ф. (напр., вариационность или строфичность и 3-частность и др.). Вообще вок. (хоровой) музыке, вследствие ее связи с текстом, свойственна меньшая четкость Ф. по сравнению с инструм. музыкой. Понимание структуры произв. (расчлененности пьесы и связи частей между собой) очень важно для ясности и выразительности исполнения. См. Вариации, Куплет, Период, Сонатная форма, Сюита, Фуга и др. 40.

Правильное понимание "Форма музыкальная" основывается на музыкальных практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация Форма музыкальная творцами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.





Вверх