Поиск:

Фуга

Какой смысл мызыканты вкладывают в эту версию трактовки слова или личности "Фуга":

ФУГА (лат. fuga — бег) — форма полифонич. произв., основанная на имитационном проведении одной, реже 2-х и более тем во всех голосах по опред. тонально-гармонич. плану. В 1-й ч. (экспозиции) 1-й вступающий голос (вождь) проводит тему в гл. тональности, 2-й (ответ, спутник) — в доминантовой, 3-й — снова в главной и т. д. Ответ, точно повторяющий тему, наз. реальным, если же она неск. изменена (согласно опред. правилам) — тональным. Мелодия, сопровождающая 2-е и последующие проведения темы в виде контрапункта, наз. противосложением (иногда бывает постоянным, так наз. удержанным). После экспозиции может следовать контрэкспозиция, где голоса вступают в ином порядке. Во 2-й ч. Ф. (разработке) тема проводится в разных тональностях, в заключ. части (репризе) — снова в гл. тональности. Нередко после репризы следует заключение (кода). Между основными частями Ф., а также между проведениями темы внутри части б. ч. имеются связующие эпизоды-интермедии, порой в виде секвенций. В сравнении с 1-м 2-й и 3-й разделы Ф. отличаются большой свободой и разнообразием, что дало основание нек. музыковедам (А. Должанский) объединить их общим названием "свободной части". Тема Ф., обычно выразительная, запоминающаяся мелодия, на протяжении Ф. может быть различн. образом развита, изложена в обращении, увеличении, уменьшении. К концу Ф. (реже в ее середине) одно из проведений излагается в виде стретты (сжатых, наслаивающихся одно на другое, канонич. имитаций темы). В Ф. с неск. темами 2-я и 3-я темы могут проводиться в общей или раздельной экспозициях, с контрапунктич. объединением в репризе; нередко наблюдается свободное использование этих тем; иногда они даже не имеют своих экспозиций и постепенно присоединяются к 1-й теме (Танеев — "Иоанн Дамаскин", двойная Ф. 1-й ч.). Встречается сочетание Ф. с др. формами, напр. с сонатностью (кантаты Танеева). Ф. — итог развития полифонич. многоголосия (с IX в.), достигла огромных высот у И. С. Баха и Генделя. Форма Ф. применяется и в совр. музыке. Хоровая Ф. часто встречается в кантатно-ораториальн. произв., а также в операх. Классич. тип Ф. имеется в концертах Березовского, Бортнянского, оратории Дегтярева. Глинка в интродукции оп. "Жизнь за царя" дал образец Ф., сочетающей классич. приемы с рус. куплетной песенностью. Серов, Рубинштейн, Римский-Корсаков и особенно Танеев широко использовали форму Ф., иногда отступая от ее строгих правил в целях выразительности. В сов. хор. музыке замечательные Ф. создали Давиденко ("Улица волнуется") и Шостакович ("Песнь о лесах"). 173, 174.

Правильное понимание "Фуга" основывается на музыкальных практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация Фуга творцами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.





Вверх