Поиск:

Импровизация

Какой смысл мызыканты вкладывают в эту версию трактовки слова или личности "Импровизация":

Импровизация (англ. improvisation) — вид музыкального творчества, при котором произведение создается спонтанно, непосредственно в процессе исполнения. И. определяют обычно как искусство мыслить и исполнять музыку одновременно. Всякая И. всегда связана с определенной системой стилевых правил и предпочтений, ограничивающих простое механическое комбинирование. И. играет огромную роль в народном песенном и инструментальном творчестве и присуща музыкальным культурам многих народов, а также является одним из главных элементов джаза. Так, для архаического и новоорлеанского джаза характерна совместная И. В чикагском джазе коллективная И. была заменена сольной, а в 30-е гг. XX в. в связи с развитием свинга отошла на второй план. Если в традиционном джазе И. близка к вариационности и основывается на мелодическом материале темы, то в современном джазе она опирается в большей степени на аккордовую структуру темы или на ладо-модальные принципы развития (модальный джаз). Для фри-джаза типична свободная, атонально-алеаторическая, часто коллективная И. По степени свободы и подготовленности импровизационные соло разделяются на четыре типа: 1. Квазиимпровизация. И полностью сочинена рациональным способом, выучена наизусть и нет ни одного отклонения от текста в последующих исполнениях. Из пластинок, на которых записаны одни и те же соло, видно, что так играли Л. Армстронг, О. Питерсон, Д. Брубэк, П. Гонзалес. 2. И. сочинена рациональным способом, выучена наизусть, но музыкант может в процессе исполнения делать небольшие отклонения от текста. Опубликованные записи дублей Ч. Паркера и Ф. Наварро — свидетельство тому. 3. И. имеет подготовленные куски (кульминация, брэйки, каденции, сложные последовательности), но музыкант в процессе исполнения может на ходу заменить их на новые. Так импровизировали многие звезды джаза — Ч. Паркер, К. Браун, Д. Колтрейн, М. Дейвис и другие. 4. И. спонтанна от начала до конца. Нет ни одного подготовленного фрагмента (поздний Д. Колтрейн, О. Колман, М. Дейвис и др.). В обучении И. существует важная закономерность: для того, чтобы научиться свободно импровизировать и продуцировать при этом неповторяющиеся новые варианты, достаточно прочно (до автоматизма) усвоить поначалу сравнительно небольшое число элементов. Только при полнейшем автоматизме в их репродуцировании происходит действительно произвольное — т. е. без участия сознания (на субсенсорном уровне), как бы само собою — объединение любого элемента с любым. Поскольку количество возможных сочетаний практически бесконечно, неудивительно, что многие подсознательно рождающиеся комбинации оказываются неожиданными и для самого импровизатора. Так возникает новое.

Правильное понимание "Импровизация" основывается на музыкальных практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация Импровизация творцами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.





Вверх