Какой смысл мызыканты вкладывают в эту версию трактовки слова или личности "Исполнительское дыхание":
ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ДЫХАНИЕ музыканта-духовика — особая приспособительная деятельность дыхательного аппарата к условиям звукоизвлечения и звуковедения, в основе которой лежит произвольное управление исполнителем фазами вдоха и выдоха, характеризующимися своей неравномерностью: быстрым, коротким вдохом и продолжительным, равномерным выдохом. Дыхание осуществляется в момент игры на духовом инструменте в основном через углы рта и отчасти через нос. Вдох происходит благодаря сокращению диафрагмы и большей части наружных межреберных мышц. Это увеличивает объем грудной клетки и легких. Ведущей мышцей, отвечающей за вдох, является диафрагма, сокращение которой происходит автономно, чем несколько напоминает работу сердечной мышцы. Скорость вдоха, как правило, соответствует времени, отводимому для смены дыхания: чем меньше пауза, цезура, тем быстрее производится вдох, и наоборот. При отсутствии пауз вдох берется максимально быстро без нарушения длительности звуков. Выдох осуществляется за счет сокращения мышц брюшного пресса, внутренних и отдельных наружных межреберных мышц груди. При этом грудная клетка и легкие принимают первоначальное положение и часть воздуха из легких выходит. В зависимости от игровой ситуации музыкант может произвольно устанавливать и изменять параметры дыхания. Главным звеном в механизме регуляции И. д. является дыхательный центр — пульт управления, обладающий, с одной стороны, способностью периодически (автоматически) возбуждаться, то есть функционировать непроизвольно, а с другой — поддаваться сознательным командам исполнителя. Специфика игры на духовом инструменте вынуждает исполнителя доводить дыхательный объем легких до максимума (3—4 л), что сопровождается не только увеличением легочной вентиляции, но также активностью и ростом амплитуды дыхательных движений. Кроме того, И. д. характеризуется уменьшением объема тех участков дыхательных путей, в которых не происходит газообмена — вредного пространства, а также повышенной способностью музыканта переносить гипоксическое состояние, связанное с длительным выдохом и с преодолением искусственного сопротивления (в виде мундштука, трости) струе выдыхаемого воздуха. Однако в процессе постоянной исполнительской практики И. д. адаптируется к статическим игровым (мышечным) напряжениям и у музыканта развивается так называемая гипоксическая переносимость. В целом И. д. предполагает: 1. Активность — максимальное использование резервного объема вдоха и жизненной емкости легких, энергоресурсов дыхательной системы, поддержание тонического напряжения дыхательных мышц и диафрагмы. 2. Гибкость — навык умелого управления ритмом, объемом, силой и глубиной амплитуды дыхания, при которых соотношение вдоха и выдоха составляет пропорцию, равную примерно 1:10 или 1:15. 3. Организованность — поддержание на протяжении всего выдоха относительно постоянной экономной скорости воздушного потока, создание давления воздуха на уровне, обеспечивающем оптимальное поддержание колебательного процесса при генерации воздуха в необходимом режиме. 4. Согласованность — осуществление функциональной связи И. д. с другими компонентами исполнительского аппарата музыканта (губами, языком, пальцами, слухом), а также с выразительностью музыкального исполнения. 5. Произвольность — сознательное управление и контроль за функционированием И. д., за его объемными и временными параметрами. 6. Тренированность — способность преодолевать игровые и физические нагрузки, возникающие в процессе продолжительной работы дыхательной системы, а также достижение привычного рабочего мышечного тонуса и дыхательной опоры.
Правильное понимание "Исполнительское дыхание" основывается на музыкальных практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация Исполнительское дыхание творцами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.