Поиск:

Месса

Какой смысл мызыканты вкладывают в эту версию трактовки слова или личности "Месса":

МЕССА (от лат. Ite, missa est — "Идите, окончена [служба]" — заключ. слова старин. М.) — многочастное произв. для хора, солистов, орк. (органа) или хора a cap. на лат. текст католич. литургии (мессы). Муз. форма М. развилась из песнопений церк. службы; к XIV в. сложилось циклич. строение М. (первая, изв. нам 4-гол. М. сочинена Г. де Машо в 1364). Осн. разделы (соотв. первым словам текста): 1) Кирие (греч. Kyrie eleison — Господи, помилуй); 2) Глория (Gloria in excelsis Deo — Слава в вышних Богу...); 3) Кредо (Credo in unum Deum — верую в единого Бога), так наз. Символ веры, изложение основ христианск. вероучения; 4) Санктус (Sanctus Dominus Deus Sabaoth — свят Господь Бог Саваоф) и Бенедиктус (Benedictus — благословен); 5) Агнус Деи (Agnus Dei, qui tollis peccata mundi, miserere nobis, dona nobis pacem — Агнец Божий, взявший на себя грехи мира, помилуй нас, даруй нам мир). Короткая М. (missa brevis), принятая в лютеранск. церкви, сост. из 2-х первых разделов; торжественная месса (missa solemnis) отл. большим муз. развитием; М. по умершим наз. реквием. Со временем в М. проникали, вопреки сопротивлению духовенства, влияния нар. и профес. музыки. Отд. слова текста М. давали возможность их "мирского" муз. воплощения; отсюда ликующие, торж. интонации (Gloria, Sanctus; et resurrexit — и воскрес; Osanna — спаси, др.-евр. хвалебный возглас), скорбные, трагические, связанные с образом страдающего Христа (Agnus Dei; crucifixus... passus et sepultus est — распят... страдал и погребен был); мягкий лиризм (et incarnatus est... et homo factus est — и воплотился... и человеком стал) и т. д. На текст М. писали музыку Палестрина, Бах, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Лист, Брукнер, Яначек, Стравинский, Пуленк и др. Композиторы-классики использовали широко распростр. жанр М. для выражения глубоких идей, мыслей, чувств; их М. по форме и содержанию выходят далеко за рамки церк. службы, приближаясь к оратории, опере. См. "Высокая месса" Баха, "Торжественная месса" Бетховена. 49.

Правильное понимание "Месса" основывается на музыкальных практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация Месса творцами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.





Вверх