Поиск:

Натуральный звукоряд духовых инструментов

Какой смысл мызыканты вкладывают в эту версию трактовки слова или личности "Натуральный звукоряд духовых инструментов":

НАТУРАЛЬНЫЙ ЗВУКОРЯД ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ — совокупность ряда постепенно повышающихся частот, каждая из которых образуется в результате колебаний целого столба воздуха в канале духового инструмента или его частей, получаемых делением длины канала на кратный ряд чисел (2, 3, 4, 5 и т. д. раз соответственно). Звуки, входящие в состав Н. з. д. и., являются его самостоятельными единицами и имеют свои порядковые номера, причем первый звук, образованный от колебания всей массы воздушного столба, принято считать основным тоном, а все лежащие выше него призвуки — обертонами (см. Обертоны). В результате появления обертонов (или гармоник) образуется обертоновый звукоряд (гармоническая шкала), которая имеет свое постоянное строение. При этом переход от основного тона к более высоким частотам осуществляется путем передувания — увеличения скорости воздушной струи, посылаемой музыкантом в инструмент. Для Н. з. д. и. характерны следующие общие акустические свойства. Все обертоны, включая и основной тон, образуют последовательно между собой определенные интервальные промежутки: чистую октаву, чистую квинту, чистую кварту, большую терцию, две малых терции, три большие секунды и т. д. При этом шесть нижних тонов совпадают по интервальному соотношению с мажорным трезвучием. Это гармоническое сочетание тонов лежит в основе образования ладовой системы. Характерно также, что частота колебаний отдельных обертонов Н. з. д. и. не точно совпадает с частотой звуков темперированного строя. Так, 7-й и 14-й тоны в своем естественном виде звучат чуть ниже нормы, а 11-й и 13-й тоны — несколько выше. Для структуры Н. з. д. и. характерно также то, что чем ближе к основному тону, тем шире интервалы между обертонами, а чем удаленнее от него — тем они становятся эже. Образование Н. з. д. и. тесно связано с акустикой и конструкцией того или иного вида инструмента, с особенностями процесса передувания, со способом получения хроматического звукоряда. От протяженности Н. з. д. и. зависит диапазон инструмента, а от обертонового состава и формантной зоны — тембр звука (см. Тембр; Форманта). Характерно, что в Н. з. медных духовых инструментов физической природой звука заложены некоторые высотные отклонения обертонов от их естественных интервальных промежутков в шкале Н. з. д. и. Так, например, наиболее заметные отклонения по высоте имеют 3-й, 6-й, 12-й натуральные тоны в сторону повышения, а 5-й и 10-й — в сторону понижения. Объективный анализ (с помощью стробоскопического частотомера) интонационных параметров Н. з. группы медных духовых инструментов показал, что особенности их конструкций влекут за собой еще дополнительную неустойчивость отдельных звуков, которая сводится к следующим соотношениям: 1) На трубе, альте, теноре, баритоне (от звука до по письму) — 3-й и 6-й обертоны (по письму соль первой октавы и соль второй октавы) звучат несколько выше, а 5-й и 7-й обертоны (по письму ми и си-бемоль второй октавы) интонационно занижены, особенно 7-й натуральный звук. 2) На валторне (от звука до по письму) — 3-й, 6-й и 12-й обертоны настроены заметно выше (по письму звуки соль малой, первой и второй октав), а 7-й и 14-й обертоны (по письму звуки си-бемоль первой и второй октав) звучат несколько ниже. Отличается заниженным тяготением к ля-бемоль и 13-й обертон (по письму ля второй октавы), а 11-й обертон (по письму фа второй октавы) обладает очень завышенным звучанием. 3) На тубе си-бемоль (от звука си-бемоль субконтроктавы по письму) — 3-й и 6-й обертоны (звуки фа большой и малой октав) звучат несколько выше, а 7-й натуральный звук (ля-бемоль малой октавы) дает заниженную интонацию; кроме того, неустойчивой интонацией характеризуются звуки ми и си контроктавы. Данные интонационные "погрешности", имеющиеся в шкале Н. з., обязывают музыканта в ходе игры корректировать частоту (высоту) звуков амбушюром, соответствующими аппликатурными комбинациями и другими техническими приемами.

Правильное понимание "Натуральный звукоряд духовых инструментов" основывается на музыкальных практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация Натуральный звукоряд духовых инструментов творцами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.





Вверх