Поиск:

Опера

Какой смысл мызыканты вкладывают в эту версию трактовки слова или личности "Опера":

О́ПЕРА — вид театрального искусства, в котором сценическое действие тесно слито с музыкой — вокальной и оркестровой (итальянское opera — сочинение). Современные оперы представляют собой сложный синтез искусств; в них органически объединяются многообразные художественные средства: сольное и хоровое пение, различного рода ансамбли, симфонический оркестр, элементы изобразительного искусства (декорации, костюмы и т. д.); часто в оперу вводятся балетные сцены. В историческом развитии оперное искусство прошло через много различных этапов. Первые оперы были созданы в Италии на рубеже XVI—XVII вв. (их авторы — Я. Пери, К. Монтеверди и др.). Эти ранние оперы, сочинявшиеся на сюжеты древней истории и античных мифов, состояли главным образом из сольных вокальных номеров и сопровождались небольшими инструментальными ансамблями. В конце XVII — начале XVIII в. на этой основе в Италии возник жанр так наз. оперы-сериа (см.) на исторические или мифологические сюжеты, с главенствующей ролью виртуозного пения. Крупнейшие творцы оперы-сериа — А. Скарлатти, Г. Гендель. В середине XVIII в. австрийский композитор К. В. Глюк произвел коренную реформу оперы; в борьбе против излишней виртуозности он достиг выразительной простоты вокальных партий, приблизив музыку к интонациям сценической речи. Наиболее известна его опера “Орфей и Эвридика” (см.). Параллельно в разных странах развивалась комическая опера (см.) с оживленным сценическим действием и простыми вокальными партиями, напоминающими народные песни. Выдающиеся авторы комических опер — Дж. Перголези, Д. Чимароза, Дж. Россини (Италия); Й. Гайдн, В. А. Моцарт (Австрия). В некоторых операх Моцарта, являющихся вершинами мирового оперного искусства (“Свадьба Фигаро”, “Дон-Жуан”, “Волшебная флейта”), органически сочетались элементы комической оперы, оперы-сериа и достижения глюковской реформы. Особняком в оперном искусстве начала XIX в. стоит опера Л. Бетховена “Фиделио” (1805). Огромное влияние на развитие немецкой оперы оказали произведения К. М. Вебера (“Вольный стрелок”, “Эврианта”, “Оберон”). В 1-й половине XIX в. видное место в европейском театре. занял жанр так наз. “большой оперы” (“Гугеноты”, “Роберт-Дьявол” Дж. Мейербера и др.). В борьбе с внешней эффектностью “большой оперы”, часто нарушавшей требования художественной правды, выдвинулись реалистические течения, наиболее яркими представителями которых явились Дж. Верди и Ж. Бизе. Отдав в молодости дань традициям “большой оперы”, Верди создал в зрелые годы такие замечательные образцы реалистической оперы, как “Травиата”, “Трубадур”, “Риголетто”, “Аида”, “Отелло”, “Фальстаф”. Одна из вершин мирового оперного искусства — подлинно народная, полная волнующей жизненной правды опера “Кармен” Бизе. Много сделали для развития оперы выдающиеся итальянские композиторы В. Беллини (особенной известностью пользовалась его опера “Норма”) и Г. Доницетти (автор 74 опер, в их числе “Лючия ди Ламмермур”, “Фаворитка”, “Дон Паскуале”, “Дочь полка”). К идеям реализма примкнули представители веризма — итальянские композиторы П. Масканьи, Р. Леонкавалло, Дж. Пуччини. Их оперы, рисующие жизнь простых людей, популярны благодаря мелодичной музыке, близкой к народной песенности. Выдающуюся роль в оперном искусстве XIX в. сыграло творчество Р. Вагнера. Выступив против мишурного блеска “большой оперы”, Вагнер создал на основе немецких народных легенд музыкальные драмы, наполненные глубоким философским содержанием (“Тангейзер”, “Лоэнгрин”, “Тристан и Изольда”, тетралогия “Кольцо нибелунга”, “Парсифаль”). Отказавшись от деления оперы на отдельные номера (арии, ансамбли и т. д.), Вагнер добился неразрывности сценического действия и приблизил оперу к драме. Важнейшую роль Вагнер отвел оркестру, достигнув в своих операх огромной напряженности симфонического развития. Реформа Вагнера оказала огромное влияние на театральное искусство, особенно на развитие немецкой оперы. Во 2-й половине XIX в. яркие лирические оперные произведения создают французские композиторы Ш. Гуно (и поныне огромной популярностью пользуется его “Фауст”) и Ж. Массне (к лучшим его операм принадлежат “Манон” и “Вертер”). В XIX в. одно из ведущих мест в мировом искусстве заняла русская опера. Операми “Жизнь за царя” (“Иван Сусанин”) и “Руслан и Людмила” М. И. Глинка открыл эпоху блестящего развития русского музыкального театра. В его творчестве определились основные черты русской оперной классики: высокая этическая значимость образов, художественная правдивость, близость к народной песенности. Традиции Глинки нашли многостороннее развитие у его продолжателей. В операх “Русалка” и “Каменный гость” А. С. Даргомыжский достиг яркой реалистической выразительности музыкального языка; А. П. Бородин с непревзойденным величием воплотил идею народной богатырской мощи (“Князь Игорь”); М. П. Мусоргский создал потрясающие психологические музыкальные драмы (“Борис Годунов”, “Хованщина”); Н. А. Римский-Корсаков — пленительные образы русского сказочного, исторического и былинного эпоса (“Снегурочка”, “Садко”, “Псковитянка”, “Царская невеста”, “Сказание о невидимом граде Китеже” и др.). Сложные душевные искания и драматические переживания проникновенно отразил П. И. Чайковский (“Евгений Онегин”, “Пиковая дама” и др.). Его традиции претворил в своих операх С. В. Рахманинов (“Алеко”, “Франческа да Римини”). Выдвигаются национальные оперные школы в Польше (С. Монюшко) и Чехии (Б. Сметана, А. Дворжак). Значительное место в русском оперном искусстве конца XIX в. заняла опера-дилогия С. И. Танеева “Орестея” (по Эсхилу). В советском оперном творчестве получили развитие многообразные традиции русской классики. В жанре оперы огромных успехов достигли Д. Д. Шостакович (“Нос”, “Катерина Измайлова”), С. С. Прокофьев (“Война и мир”, “Семен Котко”, “Дуэнья”). К традиционным (а порой и явно упрощенным) оперным формам тяготели Т. Н. Хренников (“В бурю”), И. И. Дзержинский (“Тихий Дон”), Д. Б. Кабалевский (“Кола Брюньон”, “Семья Тараса”), В. Я. Шебалин (“Укрощение строптивой”), Ю. А. Шапорин (“Декабристы”). Современные тенденции в своем оперном творчестве воплотили Р. К. Щедрин (“Мертвые души”), А. П. Петров (“Петр I”), С. М. Слонимский (“Виринея”, “Мария Стюарт”, “Гамлет”), Э. В. Денисов (“Пена дней”) и др. Содержательными сочинениями обогатили оперный жанр М. С. Вайнберг (“Пассажирка”, “Мадонна и солдат”), К. В. Молчанов, А. Э. Спадавеккиа, А. Н. Холминов и др. Оперное искусство активно развивалось и в тех странах, где профессиональная музыка лишь начинала зарождаться. На Украине в XIX в. появляются ярко национальные оперы С. С. Гулак-Артемовского (“Запорожец за Дунаем”), Н. В. Лысенко (“Тарас Бульба”, “Наталка-Полтавка” и др.); в XX в. в развитие украинской оперы внесли свой вклад Б. Н. Лятошинский, К. Ф. Данькевич, Ю. С. Мейтус, Г. И. Майборода, В. С. Губаренко, Е. Ф. Станкович и др. Среди авторов белорусских опер — Е. К. Тикоцкий, А. В. Богатырев, Е. А. Глебов. В оперном искусстве Грузии конца XIX — начала XX в. особенно выделяются сочинения М. А. Баланчивадзе (“Коварная Дареджан”), З. П. Палиашвили (“Даиси” и “Абесалом и Этери”), а в послевоенную эпоху — оперы О. В. Тактакишвили и Г. А. Канчели. В Азербайджане классические образцы национальных музыкально-сценических произведений создал У. Гаджибеков (“Лейли и Меджнун”, “Аршин мал алан”, “Кёр-оглы”); его традиции развили в своем оперном творчестве К. Караев, Ф. Амиров, Дж. Гаджиев и др. Классикой армянской музыки стала опера А. А. Спендиарова “Алмаст”, а также оперные сочинения Т. Г. Чухаджяна, А. Т. Тиграняна. В становлении оперного искусства Прибалтийских стран большую роль сыграли произведения Я. Мединьша, Алф. Калниньша, М. Зариньша (Латвия), М. Петраускаса, Б. Дварионаса, Э. Бальсиса, В. Лаурушаса (Литва), Э. Каппа, Г. Эрнесакса, Э. Тамберга, В. Тормиса (Эстония) и др. Выдающиеся достижения в западноевропейском оперном искусстве XX в. принадлежат Р. Штраусу (он — автор 15 опер, среди них знаменитые “Кавалер розы”, “Саломея”, “Электра” и др.), К. Дебюсси (“Пеллеас и Мелизанда”), А. Бергу (“Воццек”, “Лулу”), И. Ф. Стравинскому (“Похождения повесы”, опера-оратория “Царь-Эдип” и др.), Б. Бриттену (из его 13 опер особенно выделяются “Питер Граймс”, “Поругание Лукреции”, “Сон в летнюю ночь”), Л. Яначеку (“Её падчерица”, “Катя Кабанова”, “Приключения лисички-плутовки”, “Средство Макропулоса”), Б. Бартоку (“Замок герцога Синяя Борода”), З. Кодаи (“Хари Янош”), Дж. Энеску (“Эдип”), М. Равелю (“Испанский час”), Дж. Гершвину (“Порги и Бесс”), а также А. Шёнбергу, П. Хиндемиту, Дж. Менотти, К. Орфу, М. де Фалья, Д. Мийо, Ф. Пуленку, П. Дессау, Л. Пиггкову, Ф. Малипьеро, К. Пендерецкому, Э. Сухоню и др. В XX в. появился жанр камерной оперы — небольшой (чаще всего одноактной), с ограниченным количеством действующих лиц и оркестром камерного типа. Среди образцов камерной оперы — “Мавра” Стравинского, “Поворот винта” Бриттена, “Медиум” Менотти, “Шинель” и “Коляска” Холминова, “Мастер и Маргарита” Слонимского и др.

Правильное понимание "Опера" основывается на музыкальных практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация Опера творцами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.





Вверх