Поиск:

Оперный хор

Какой смысл мызыканты вкладывают в эту версию трактовки слова или личности "Оперный хор":

ОПЕРНЫЙ ХОР — один из основных компонентов совр. оп. спектакля. В связи с эпохой, жанром, индивидуальностью композитора хор в опере играет разную роль, от создания бытового фона, декоративного элемента, участника пролога, эпилога, интермедий до гл. действ. лица. В опере-сериа ("серьезной опере" XVII—XVIII вв.) хор почти отсутствовал, в опере-буффа ("комической опере", XVIII в.) появлялся эпизодически (напр., в финалах). Усилена роль хора как носителя образа народа в операх Глюка, Керубини, хотя нередко хор. сцены в них имеют ораториально-статичный характер. Большее драматургич. значение придано хору в зап.-европ. операх XIX в., у Россини ("Вильгельм Телль"), Верди ("Набукко", "Битва при Леньяно"), с их образами героич. народа; в оп. Мейербера участием хора подчеркиваются драматич. кульминации. В лирич. опере XIX в. хор способствует созданию настроения, национального колорита (оп. Бизе, Верди, Гуно); в нар.-бытовой опере хоры носят жанровый характер, близки к нар. песне, танцу (оп. Монюшко, Сметаны). Рус. светское хор. искусство впервые представлено оп. хорами XVIII в. (оп. Фомина, Пашкевича и др.). В дальнейшем хоры занимают большое место в рус. операх, являясь "краеугольным догматом и утверждением народности и демократизма" (Б. Асафьев). Оперно-хор. творчество рус. композиторов исключ. разнообразно. В историко-патриотич. операх ("Жизнь за царя" Глинки, "Князь Игорь" Бородина, "Псковитянка" Римского-Корсакова и др.) хор становится гл. действ. лицом. Особенно большое значение приобрел хор в нар.-муз. драмах Мусоргского ("Борис Годунов", "Хованщина"), где образ народа представлен многопланово, в развитии. В рус. бытовых операх Верстовского ("Аскольдова могила"), Даргомыжского ("Русалка"), Серова ("Вражья сила"), Чайковского ("Черевички", "Чародейка") и др. наблюдается тесная связь с нар. песней. Нац. своеобразие выражено и в хор. сценах опер, связанных с вост. тематикой ("Руслан и Людмила" Глинки, "Демон" Рубинштейна, "Князь Игорь" Бородина и др.). Хор участвует порой в изображении сказочных, фантастич. сюжетов (оп. Глинки, Верстовского, Римского-Корсакова). Используется хор и в ораториальн. плане, обычно в прологе, эпилоге (оп. Глинки, Серова, Рубинштейна, Бородина и др.), в исполнении гимнов, молитв (оп. Чайковского, Мусоргского и др.). Традиции активного участия хора в рус. классич. опере находят продолжение в сов. муз. творчестве: "Война и мир", "Семен Котко" Прокофьева, "Декабристы" Шапорина, "Катерина Измайлова" Шостаковича, "Емельян Пугачев" Коваля, "Тихий Дон" и "Поднятая целина" Дзержинского, "Октябрь" Мурадели, "Виринея" и "Мария Стюарт" Слонимского, "Мертвые души" Щедрина, "В бурю" Хренникова, "Чапаев" Холминова и др.; отд. хоры и развитые хор. сцены содержат многие нац. оперы. Оперный хор. коллектив имеет свою специфику исполнения: это, прежде всего, большая яркость, выпуклость нюансировки (аналогично декоративному оформлению), подчеркнутость текста, его способность "лететь через оркестр" в зрительный зал. Поскольку О. х. часто находится в движении, необходима особая уверенность, самостоятельность каждого его участника. Для развития этих качеств в некотор. коллективах певцы хора обучаются тактированию. Наличие мизансцен, при котор. хор не видит дирижера, вызывает необходимость так наз. передач (дирижерского темпа), проводимых из-за кулис хормейстерами; при этом, с целью достижения синхронности исполнения, делается некоторое упреждение дирижерских "точек" (большее или меньшее, в зависимости от глубины расположения хора). Выдающиеся рус. О. х.: Большого т-ра в Москве (хорм. У. Авранек), СПб. Мариинского т-ра (хорм. Г. Казаченко), в сов. время — Большого т-ра (хорм. М. Шорин, А. Рыбнов, А. Хазанов, С. Лыков и др.), Ленингр. т-ра оперы и балета им. Кирова (хорм. В. Степанов, А. Михайлов, А. Мурин), Киевск. т-ра оперы и балета им. Шевченко (хорм. Л. Венедиктов) и др. 126, 239, 240, 249, 260.

Правильное понимание "Оперный хор" основывается на музыкальных практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация Оперный хор творцами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.





Вверх