Какой смысл мызыканты вкладывают в эту версию трактовки слова или личности "Опора дыхания":
ОПОРА ДЫХАНИЯ — сознательно созданный, поддерживаемый и управляемый тонус (навык) напряжения мышц дыхательного аппарата и амбушюра музыканта, необходимый для рациональной организации выдыхаемой в инструмент струи воздуха. Данная трактовка О. д. имеет обобщенный характер и направлена на понимание психофизиологической сути выполнения техники исполнительского дыхания (см. Исполнительское дыхание, Техника исполнительского дыхания). Вместе с тем О. д. может характеризоваться с двух точек зрения — субъективной и объективной. С точки зрения субъективного подхода, О. д. следует рассматривать как условие поддержания в дыхательных путях и на выдохе в инструмент (в виде стоячей волны) постоянно сжатого, стабилизированного воздушного давления, что достигается с помощью сознательно созданного и регулируемого напряжения дыхательных мышц и диафрагмы. Такое внутреннее физическое ощущение мышечного тонуса позволяет играющему создавать наиболее благоприятные условия для свободной работы амбушюра и артикуляционного аппарата. Ощущение оптимальной О. д. имеет чисто психофизиологическую природу и во многом связано с особенностью нервной системы музыканта. Не случайно музыканты-духовики по-разному локализуют чувствительную зону своей О. д.: одни указывают на различные точки брюшного пресса, на подложечную область, другие — на боковые мышцы спины, поясничной части спины и т. д. Однако, как показывает исполнительский опыт, наиболее распространенным является ощущение О. д. в области стенок брюшного пресса, мышцы которого, как известно, обладают большой силой, подвижностью и упругостью, что способствует поддержанию хорошего мышечного тонуса. Рассматривая О. д. с объективной точки зрения, следует иметь в виду, что между воздушным давлением в бронхах и дыхательными мышцами, включая диафрагму, имеется рефлекторная связь. При этом в процессе звукоизвлечения со стороны мышц амбушюра поступают нервные импульсы на стенки бронхов, которые рефлекторно (автоматически) регулируют воздушное давление в зависимости от высоты и силы извлекаемого звука через блуждающий нерв и центры, расположенные в продолговатом мозгу, что в свою очередь стимулирует тонус дыхательной мускулатуры, способствуя созданию уравновешенного мышечного баланса. В условиях игры на духовых инструментах зона О. д. может варьироваться в зависимости от целого ряда причин, обусловленных, помимо индивидуальных морфологической, физиологической и психической конституцией исполнителя, порогом кинестетических ощущений, положением корпуса играющего, динамикой, устойчивостью организма к игровому напряжению его, общим физическим состоянием и т. д. Хорошо сформированная О. д. позволяет музыканту-духовику осуществлять сознательный контроль за экономичностью, плавностью и равномерностью выдоха, за ограничением излишней напряженности в дыхательном и губном аппарате.
Правильное понимание "Опора дыхания" основывается на музыкальных практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация Опора дыхания творцами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.