Поиск:

Орган

Какой смысл мызыканты вкладывают в эту версию трактовки слова или личности "Орган":

ОРГА́Н — клавишный духовой инструмент, отличающийся огромными размерами, богатством тембровых и динамических оттенков. Его латинское название — organum (от греческого organon — орудие, инструмент). Предшественниками органа считаются волынка и флейта Пана (муз. инструмент, состоящий из нескольких тростниковых дудочек различной величины). В III в. до н. э. в Александрии был изобретен гидравлический орган (воздух в мехи нагнетался при помощи водяного пресса). Впоследствии он был постепенно вытеснен усовершенствованным воздушным органом; такие инструменты появились в Византии в IV в., позднее стали изготовляться в Чехии, Германии, Италии. С XI в. органы, снабженные воздушными мехами, устанавливались в церквах крупнейших европейских городов. К этому же времени относится и начало коренного усовершенствования конструкции инструмента: появляется клавиатура, вводятся оловянные трубы (вместо ранее употреблявшихся медных). В XV в. была изобретена педаль — басовая клавиатура для ног, позволявшая исполнителю извлекать звуки самого низкого регистра. Ручная клавиатура также подвергалась усовершенствованию: к XVI в. в ней было уже 5 террасообразно расположенных рядов (так наз. мануалов), и музыкант мог попеременно играть на каждом из них любой рукой, при этом диапазон каждого мануала доходил до 5 октав. Кроме того, в органе были установлены регистровые переключатели, благодаря которым тембровые возможности инструмента резко возросли: орган мог “имитировать” не только флейту, гобой, но и целые оркестровые группы, иногда его звучание напоминало хор. Эти тембровые особенности связаны прежде всего с конструкцией инструмента: каждая клавиша соединена с несколькими десятками, иногда сотнями труб, которые издают звуки одинаковой высоты, но разной окраски; количество труб доходит порой до нескольких десятков тысяч. В XIV—XVIII вв. орган получил широкое распространение в Европе. Его называют “королем инструментов”. Соборы, резиденции знатных феодалов украшают различного рода органы (среди них — небольшие, “комнатные”, и величественные, достигающие гигантских размеров). До наших дней в органах сохраняется пышный декоративный фасад — “проспект”, ставший традиционным. Многие крупнейшие композиторы XVI—XVIII вв. были выдающимися виртуозами-органистами и охотно сочиняли для этого инструмента не только церковную, но и светскую музыку. В числе таких музыкантов А. Габриели, Дж. Фрескобальди, Д. Букстехуде, И. С. Бах, Ф. Куперен, Г. Ф. Гендель. В XIX в. орган был несколько оттеснен бурным развитием симфонической, камерной и фортепианной музыки. Однако и в этот период создавались сольные органные пьесы (Ф. Лист, С. Франк), орган проник в симфоническую и оперную музыку (3-я симфония К. Сен-Санса, оперы “Фауст” Ш. Гуно, “Орлеанская дева” П. И. Чайковского и др.). В наше время интерес к органу чрезвычайно велик. Обилие литературы, созданной старинными мастерами, новые технические возможности (современные органы снабжены электропневматическими или электрическими механизмами) — все это привлекает к органу пристальное внимание композиторов и исполнителей. Орган использовали в своих произведениях А. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский, А. Онеггер, С. С. Прокофьев и др. современные композиторы. Много сочиняли для органа М. Регер, П. Хиндемит, М. Дюпре, О. Мессиан и др.. мастера XX в. Среди ведущих органистов нашего времени — русские музыканты А. Ф. Гедике, И. А. Браудо, Л. И. Ройзман, Г. Я. Гродберг, Н. И. Оксентян, О. Г. Янченко, литовец Л. Дигрис, бельгиец Ф. Петерс, чех Й. Рейнбергер, поляк Б. Рутковский, французы П. Кошро, Ж. Гийу, швейцарец Г. Бове, англичанин Дж. Далтон, эстонец Х. Лепнурм, немецкие органисты И. Кёлер, Р. Кеблер, А. Веберзинке и др.

Правильное понимание "Орган" основывается на музыкальных практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация Орган творцами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.





Вверх