Поиск:

Ощущения

Какой смысл мызыканты вкладывают в эту версию трактовки слова или личности "Ощущения":

ОЩУЩЕНИЯ — в широком смысле слова это психологическая сфера человека, связанная с отражением предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. В исполнительской деятельности, как правило, участвуют все отделы нервного аппарата восприятия и переработки информации (анализа и синтеза раздражителей) — анализаторы. Но наиболее важными видами ощущения для музыканта-исполнителя являются слуховые, зрительные, мышечно-двигательные, метроритмические, тактильные и болевые. С помощью этой чувствительности музыкант получает не только необходимую информацию о различных сторонах и условиях своей игры на инструменте, но и осуществляет контроль за исполнительским процессом. В условиях игры на духовом инструменте особую значимость имеют слуховые ощущения, дающие возможность любому исполнителю определять высоту, громкость, тембр, продолжительность, метроритм и другие свойства воспринимаемых музыкальных звуков. Ухо человека реагирует на механические воздействия, связанные с периодическими изменениями воздушного давления в диапазоне от 16 до 4500 Гц. (Герц — специальная физическая единица, посредством которой оценивается частота колебаний воздушного столба в секунду.) При этом чем больше частота колебаний воздушного давления, тем выше воспринимаемый звук, и наоборот. С помощью зрительных ощущений музыкант воспринимает нотный текст с имеющимися в нем обозначениями и авторскими ремарками, контролирует взаиморасположение и взаимодействие всех компонентов исполнительского аппарата и инструмента, воспринимает дирижерские жесты, ориентируется в пространстве (на сцене, в оркестре и т. д.), а также определяет форму, размеры и цвет окружающих предметов. Большое значение в своевременной и точной координации исполнительских движений в процессе игры имеют мышечно-двигательные ощущения пальцев, губного аппарата, языка, дыхательной мускулатуры. В свою очередь, эти ощущения позволяют играющему оценивать степень мышечных напряжений, усилий и расслаблений, тем самым предохранять его от ненужных перенапряжении, зажатостей, а с другой стороны, дают возможность быстрее осваивать исполнительскую технику (двигательные действия). Тактильные ощущения, или ощущения прикосновения, давления и вибрации позволяют исполнителю устанавливать необходимый осязательный контакт с инструментом, например, соприкосновение губ с мундштуком или тростью, пальцев — с вентилями, клапанами и звуковыми отверстиями и т. д. Болевые ощущения — это специфический вид мышечной чувствительности, выступающий в комплексе с другими ощущениями, которые предупреждают исполнителя о возникновении в отдельных мышечных группах перенапряжений и усталости. Эти перенапряжения у музыкантов-духовиков чаще всего встречаются в амбушюрной зоне, в мышцах дыхательного аппарата, в пальцах, руках и в других частях организма. Развитие порогов игровых ощущений достигается систематическими и настойчивыми занятиями на инструменте. Повышение точности ощущений, приобретение навыков быстроты их взаимодействия, реакции и мобильности в условиях игры на духовом музыкальном инструменте — одна из важных педагогических задач музыканта-духовика.

Правильное понимание "Ощущения" основывается на музыкальных практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация Ощущения творцами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.





Вверх