Поиск:

Рок-опера

Какой смысл мызыканты вкладывают в эту версию трактовки слова или личности "Рок-опера":

Рок-опера (англ. rock opera) — музыкально-драматический жанр, созданный на основе выразительных средств рок-музыки. Возникла в конце 60-х гг. XX в. в США и Великобритании. Идейная направленность Р.-о. связана со стихийным бунтом молодежи против ценностей буржуазного общества. Музыкальное ее решение во многом отталкивается от мюзикла. С драматургической стороны Р.-о. строится как цепь отдельных замкнутых номеров (ария, монолог, хоровая сцена и др.) в сочетании с лейтмотивностью. Сценическое воплощение Р.-о. связано с эксцентрическими приемами и чисто эстрадными эффектами (звуковыми, светотехническими), порой — с атрибутами мюзик-холла, шоу-обозрения, ревю, введением разговорных диалогов, танцевальных эпизодов со специфической пластикой. Р.-о. испытывает на себе влияние различных жанров современного искусства (в том числе драмы абсурда). Бытует как на сценической площадке, так и в виде сольной пластинки исполнителя или группы (рок-альбома), где отдельные композиции объединяются единым сюжетным или сквозным интонационно-тематическим развитием. (В этом случае каждая часть Р.-о. может восприниматься как самостоятельное произведение. Такова известная Р.-о. "Стена" группы "Pink Floyd", 1978.) Музыкальный язык Р.-о. связан с исполнением как классическим составом, так и рок-ансамблем, часто в их сочетании. Применяются различные элементы музыкального языка — от фольклорного до авангардистского, от стилизации музыки барокко до джаза и шлягера. Первыми Р.-о. принято считать "Волосы" Г. Макдермота (1967), "Спасение" Т. Лина (1969), "Томми" (1970) и "Квадрофония" П. Таушенда (1972), "Годспел" С. Шуорца (1971). Высоким художественным уровнем отличаются Р.-о. "Иисус Христос — суперзвезда" (1971) и "Эвита" (1978) английского композитора Э. Л. Уэббера. Из отечественных Р.-о. известность приобрели "Орфей и Эвридика" (1975) А. Журбина, "Звезда и смерть Хоакина Мурьетто" (1976) и "„Юнона“ и „Авось“" (1980) А. Рыбникова, "Стадион" (1982) А. Градского, "Джордано" (1988) Л. Квинта. Ярые приверженцы рока считают, что Р.-о. могут именоваться только произведения, созданные специально для рок-групп. Такими Р.-о. они считают, например, "Стену" (1978) группы "Pink Floyd".

Правильное понимание "Рок-опера" основывается на музыкальных практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация Рок-опера творцами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.





Вверх