Поиск:

Рок в СССР

Какой смысл мызыканты вкладывают в эту версию трактовки слова или личности "Рок в СССР":

Рок в СССР возник в середине 60-х гг. XX в. Большую роль в его зарождении сыграла английская группа "Битлз". В 60-е гг. слово "рок" не имело хождения, и вся новая эстрадная музыка (как и в Англии) называлась "биг-бит" или просто "бит". Новая прослойка тинэйджеров называла себя "битломанами". Внешне рокмены (так же, как и на Западе) отличались прическами (длинные волосы), модой в одежде (пиджаки-"битловки" с круглым воротничком и без лацканов, белые рубашки и галстуки), манерой поведения и т. п. Среди первых рок-групп в СССР были ансамбли студентов соц. стран "Тараканы" из ПНР, где солистом-вокалистом был ныне известный А. Градский (1964). Первые бит-группы: "Сокол", "Славяне", "Русь", "Скифы", "Антланты", "Миражи" и мн. др. Критерий мастерства был один: какая группа наиболее точно по звучанию "снимет" песню с оригинала — пластинки или магнитофонной записи. Рок-шестидесятники были верны заимствованной на Западе эстетике хиппи: характерная для текстов абстрактность, возвышенные аллегории, пацифизм. К концу 60-х гг. вместо гармонической простоты, характерной для мерси-бита, пришли развернутые инструментальные соло, новая формация звука, насыщенность тембров, философичность поэзии, психоделика и популярный хард-рок. В 1966 гг. в больших городах СССР были уже десятки любительских биг-битовых составов и начали проводиться первые фестивали. Все концерты и фестивали базировались исключительно на энтузиазме, частной инициативе и финансово обеспечивались продажей билетов на "черном рынке". На смену тотальному контролю пришло тотальное игнорирование. Вся бит-сцена существовала абсолютно вне всяких связей с официальной культурой и общественной жизнью. Это были уже не оппозиция и критикуемый андеграунд, т. к. о советском роке не писали в газетах и не говорили на совещаниях, им не интересовались концертные организации и министерства культуры. В начале 60-х гг. советская культура абсорбировала (поглотила) западный твист, что породило массовую молодежную танцманию. Первыми фанами англоамериканского рока были сами музыканты. Они старались скопировать (спеть и сыграть) как можно точнее оригинал музыки (тембр звука инструмента, голоса и исполнительскую манеру). И это все не считалось недостойным имитированием, а напротив — верхом профессиональности и т. н. фирменности. В конце 1966 гг. на профессиональную сцену были выпущены первые официальные бит-группы: "Поющие гитары", "Веселые ребята" и получившие официальное название "вокально-инструментальных" ансамбли (ВИА), репертуар которых состоял из бодрых песен советских композиторов-академистов (песни не членов Союза композиторов не допускались к исполнению на профессиональной сцене), вялых русскоязычных версий английских хитов и в основном обычных рутинных поп-песенок в умеренно электронной обработке. После распада "Битлз" в числе фаворитов советских рок-фанов оказались группы прогрессивного рока: "Led Zeppelin", "Deep Purple", "Santana", "Pink Floyd" и др. Изменился и репертуар рок-групп, которые демонстрировали теперь хард-рок. Начали входить в моду синтезаторы. Гитаристы уже стали "снимать" выдающиеся соло. В 70-е гг. делаются попытки соединить рок-музыку с народным мелосом и классической поэзией (группа "Серебряные струны"). В начале 70-х роком увлеклась и часть респектабельной аудитории, т. н. творческая интеллигенция. Великим откровением для нее стала рок-опера "Иисус Христос — суперзвезда" (1970) Э. Л. Уэббера и интерпретация в стиле рока "Картинки с выставки" М. Муссоргского в исполнении рок-группы "Emerson, Lake and Palmer". Первым, кто решил сделать шаг из относительно благополучного мира джаза в ро́ковую резервацию, оказался джаз-рок-саксофонист, композитор, аранжировщик А. Козлов. В конце 1972 гг. он скооперировался с компанией "подпольных" рокеров и основал "Арсенал" — ансамбль с духовой секцией и несколькими вокалистами, репертуаром из сочинений группы "Blood, Sweat and Tears", "Chicago" и номеров из рок-оперы "Иисус Христос — суперзвезда". А. Козлов стал пропагандистом т. н. "интеллектуального рока". Примечательно, что один из первых концертов "Арсенала" состоялся в знаменитом "левом" Театре на Таганке. Пик всенародного подъема рок-движения пришелся на 1970—1972 гг. Фаворитами московских рок-групп были: "Удачное приобретение", "Рубиновая атака", "Аракс", "Високосное лето", "Цветы", "Машина времени". Вскоре началась первая волна гонений на рок, наступил период застоя рок-движения. Появилась множество ВИА, которые, сохраняя чисто формально внешние признаки рок-групп (инструментальный состав, вокал, элементы аранжировки и др.), в большинстве своем отражали картину всеобщей серости, лицемерия, фальшивого пафоса и показного благополучия. Творческое начало было сведено к минимуму. Ансамбли унифицировались. Исполняя песни членов Союза композиторов, они стали похожими один на другой. Хотя поначалу ВИА были весьма популярны у молодежи ("Веселые ребята", "Скоморохи", "Голубые гитары", "Самоцветы"). К достижениям ВИА относятся диски Д. Тухманова "Как прекрасен этот мир" (1970) и "По волнам моей памяти" (1976), ставшие первыми концептуальными альбомами, в которых все песни связаны общей идеей. ВИА сыграли определенную роль в постепенном приучении консервативно настроенных официальных лиц и потенциальных зрителей к року. 70-е гг. стали для советского рока годами проверки на жизнеспособность. За это время рок стал средством общения молодежи, частью его субкультуры. К концу 70-х произошло полное размежевание с профессиональными ВИА. Рок-андеграунд-группы были уже нацелены на личностный, авторский подход к творчеству, они ориентировались на достижения мирового рока, не позволяя себе опускаться ниже этого уровня ("Рубиновая атака", "Удачное приобретение", "Второе дыхание" и др). Перестройка произошла и в уже известных группах ("Скоморохи", "Машина времени", "Аракс"), где важное значение стало придаваться собственному творчеству и выражению мироощущения и чаяний современников. Начало 80-х гг. отмечено бурным, стремительным всплеском активности рок-движения (фестиваль "Весенние ритмы" — Тбилиси-80 и мн. др.), появляются новые группы ("Альянс", "Динамик", "Звуки Му", "Браво" и др.). Выходят пленочные альбомы: "Банановые острова" Ю. Чернавского, "Путешествие в рок-н-ролл" Ю. Лозы и "Примус". В 1984—1985 гг. проводится вторая массированная антироковая кампания. В Министерстве культуры появляются "черные списки" запрещенных рок-групп. Профессиональным рок-группам предписывается переориентировка репертуара (на песни советских композиторов). В конце 1985 гг. едва прекратились репрессии, как произошел вторичный взрыв активности рок-движения (обилие концертов, смотров, фестивалей). Большинство профессионалов сориентировалось на хард-рок и хэви-метал ("Автограф", "Круиз", "Ария", "Черный кофе", "Парк Горького") или игривый поп-рок ("Карнавал", "Рондо", "Диалог"). Круг любителей обнаружил большой стилистический диапазон: ретро, панк, психоделия, арт-рок, шоу, авангард. Возникают музыкальные центры (С. Намина, Ю. Чернавского, А. Пугачевой, И. Гранова), ставящие перед собой задачи современного поп- и рок-менеджмента. В конце 80-х гг. рок в СССР переживает небывалый подъем: появляется много интересных авторов, забыта позорная практика "литования". К началу 90-х (уже в России) третья волна рока стала заниматься рок-музыкой в собственном значении этого слова.

Правильное понимание "Рок в СССР" основывается на музыкальных практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация Рок в СССР творцами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.





Вверх