Какой смысл мызыканты вкладывают в эту версию трактовки слова или личности "Русская хоровая культура":
РУССКАЯ ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА. Начало рус. хор. искусства коренится в нар. песне и церк. песнопениях. Посещение храма с его хор. пением было непременным атрибутом дореволюц. рус. жизни; в быту же с незапамятных времен звучали крестьянск. песни. В XVII в. появляются песни городские — псалмы и канты. С XVIII в. возникают произведения светск. жанров: оперы, кантаты. Рус. хор. музыка развивалась в неск. взаимосвязанных направлениях: 1) бытовое пение, крестьянск. и городское; 2) любительские хоры; 3) хоры уч. заведений (школ, училищ, гимназий и пр.); 4) профессиональные хоры — церковные и светские. В Древней Руси ведущими церк. хорами были Хор государевых певчих дьяков (XV в., с 1703 — Придворный хор, с 1763 — Придворная певческая капелла) и Хор патриарших певчих дьяков (XVI в., с 1703 — Синодальный хор). В губерниях ("епархиях") гл. хорами явл. архиерейские и хоры соборов, больших монастырей. Композиторск. творчество было вначале тоже церковным (см. Русская церковная музыка). С XVIII в. в России широко развивается помещичья усадебная культура. Возникают крепостные театры, оркестры, хоры. Их руководителями зачастую являлись талантливые музыканты, тоже крепостные, как, напр., С. Дегтярев, Л. Гурилев, Д. Кашин и др. Лучшие из хоров могли исполнять, помимо церк. песнопений и обработок нар. песен, западноевроп. оратории и кантаты. В воинских соединениях создавались штатные "Хоры полковых песельников". Кроме участия в богослужениях они исполняли и светск. музыку, военные песни. Большое плодотворное влияние на развитие рус. хор. искусства оказало общение с западноевроп. культурой. В XVII в. через Польшу и Украину в рус. церковь проникло гармоническое партесное пение. С 30-х гг. XVIII в. в Россию, вместе с оперой, прибывают музыканты из Италии: композиторы, педагоги, капельмейстеры (Галуппи, Манфредини, Сарти и др.) Они привлекались также для работы с Придв. певч. капеллой. Кроме царск. двора итальянцы обслуживали и усадьбы знатных вельмож (князя Потемкина, графов Шереметевых и др.). Талантливые рус. музыканты (Березовский, Бортнянский, Скоков, Фомин) командировались для обучения в Италию. Светское хор. творчество в России раньше всего проявилось в операх и кантатах. Вслед за итал. операми (с 1735) создаются и рус. (комические) оперы — Е. Фомина, В. Пашкевича и др. Хоры в этих операх, связанные с рус. нар. песней, служили для создания в спектаклях бытового фона; в обр. песен композиторы стремились приблизиться к нар. стилю. В XVIII в. в России широко распространился жанр приветств. кантат, котор. сначала сочинялись придв. итальянцами, начиная с Джованни Ристори (кантата на воцарение Анны Иоанновны, 1730). Нередко функции таких кантат выполняли хор. прологи и эпилоги в придворных спектаклях, а также — торж. полонезы для хора и орк. (соч. О. Козловского и др.). Первым рус. автором кантат был Петр Алексеевич Скоков (1758—1817), окончивший муз. классы Академии художеств и продолживший образование в Италии, сочинитель Хора на открытие памятника Петру I, кантат "На случай Очаковской победы", "К 15-летию Академии художеств" и др. Первую рус. героич. ораторию "Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы" создал С. А. Дегтярев (1811). Особенно активно развивалось хор. пение в России со 2-й пол. XVIII в. Возникали, в столицах и на периферии, любительск. хоры (дворянские, купеческие и др.), а также хоры уч. заведений. В провинции хоры нар. училищ нередко становились центрами местной муз. культуры. Об огромном распространении хор. пения в стране говорят статистич. данные, приводимые А. В. Лебедевой ("История русской музыки", т. 3. М., 1985): только крупных церк. хоров было не менее 500, крепостных капелл — ок. 200, военных хоров — свыше 400. Более половины концертов проводилось с участием хоров. В 1802 организовано Петербургское Филармоническое общество, в концертах которого прозвучали оратории Генделя, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Керубини и др. В рус. операх нач. XIX в. продолжается использование нар. песни (А. Н. Титов, К. А. Кавос и др.). На рубеже XVIII—XIX вв. рус. композиторами создаются произведения и в общеевроп. стиле того времени — музыка к пьесам ("трагедиям") на античные сюжеты (соч. Е. Фомина, С. Давыдова, О. Козловского и др.). Единство же народно-национального и возвышенно-героического осуществил на более высоком уровне М. И. Глинка в оп. "Жизнь за царя" (1836) и "Руслан и Людмила" (1842). Разные стороны хор. творчества Глинки нашли продолжение в оп. Даргомыжского, Серова, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского и др. В течение двух третей XIX в. оп. хоры являлись гл. видом рус. хор. музыки; они входили в осн. репертуар певч. коллективов. Рус. опера вобрала в себя черты всех хор. жанров: ораториальн. и кантатн., эпизоды, отд. большие хоры с орк.; хоры a cap., хор. миниатюру, нар. песню, дух. песнопения. В XIX в. значительно развивался кантатный жанр. В отличие от приветств. кантат XVIII в. они отличаются большим разнообразием (см. кантата). К жанру кантат можно отнести большие хоры с орк., как, напр., хоры М. П. Мусоргского. Вместо приветств. кантат ("на случай") могли исполняться "Прощальные песни" (соч. Глинки и др.), а также эпические и застольные песни с хор. припевом. Ораториальное творчество после С. Дегтярева продолжил А. Г. Рубинштейн (монументальная оратория "Вавилонское столпотворение", 1869, и мн. др.). Первые светские хоры a cap. создали А. Алябьев и А. Даргомыжский (цикл "Петербургские серенады"). Эти произв. были рассчитаны на домашнее музицирование. Во второй пол. XIX в. возникают многие проф. и любительск. хоры: Русского музыкального общества (1859), Русского хорового общества (1878), Бесплатной музыкальной школы (1862), Хор А. Архангельского (1880), Бесплатный хоровой класс И. Мельникова под упр. Ф. Беккера (1890) и др. Появляются хор. соч. a cap. Н. Римского-Корсакова, Ц. Кюи, А. Рубинштейна, П. Чайковского, Э. Направника и др. Первый рус. концертирующий хор был создан Ю. Н. Голицыным (1862). Активную концертн. деятельность по России и за рубежом вела капелла Д. А. Агренева-Славянского (с 1888). Оба эти хора исполняли в осн. нар. песни в обр. своих руководителей. Конец XIX и нач. XX в. (до 1917) ознаменованы расцветом рус. хор. искусства, светского и духовного; происходит их сближение. В церк. музыке моск. композиторов возникает так. наз. Новое направление (С. Смоленский, А. Кастальский и их окружение), ставящее своей целью возращение к нац. корням рус. музыки — нар. песне и знаменному распеву. Оп. хоры Мариинского и Большого театров дают дух. концерты. Церк. хоры нередко выступают на конц. эстраде, исполняя и светские (напр., патриотические) соч., нар. песни. В столицах и на периферии расширяется конц. деятельность хоров, создаются новые коллективы (руководители В. Булычев, И. Юхов, В. Певцова, В. Завадский, Г. Давидовский и др.). Проводятся историч. концерты церк. музыки, от древнего пения до современности (дирижеры А. Архангельский, В. Орлов, М. Речкунов). Организуются концерты объед. хоров. Так, в Петербурге с 1902 выступал "Хор 500", давший 27 благотв. концертов под упр. А. Архангельского, И. Тернова, Е. Азеева и др.; в Моск. Манеже пел объед. хор столичн. церквей под упр. В. Орлова. В 1911 в Пскове состоялся первый в России массовый певческий праздник. Триумфальными были заруб. гастроли Синодального хора (дирижеры В. Орлов, Н. Данилин), Хора А. Архангельского. Содружество композиторов и исполнителей способствовало написанию мн. соч. a cap.; нек. из них стали хрестоматийными (соч. А. Аренского, А. Гречанинова, М. Ипполитова-Иванова, Вик. Калинникова, Ц. Кюи, С. Танеева, Ю. Сахновского, П. Чеснокова). Писали для хора a cap. М. Анцев, А. Архангельский, В. Золотарев, Ф. Иванов, Г. Казаченко, Ф. Кенеман, А. Копылов, Н. Ладухин, Л. Лисовский, А. Никольский, С. Панченко, М. Речкунов, В. Ребиков, Н. Соколов, Н. Черепнин и др. Их соч. входили в реп. концертирующих и уч. хоров. Вершинами рус. хор. творчества a cap. явились "Двенадцать хоров" С. И. Танеева (1909), "Литургия" (1910) и "Всенощное бдение" (1915) С. В. Рахманинова, "Страстная Седмица" (1911) А. Т. Гречанинова, "Вечная слава героям" (1917) А. Д. Кастальского, а в кантатном жанре — "По прочтении псалма" Танеева, "Весна" и "Колокола" Рахманинова, "Братское поминовение" Кастальского. Высокого развития достигло хоровое письмо, по красочности и разнообразию приближавшееся к орк. изложению (комп. Танеев, Рахманинов, Гречанинов, Чесноков, Кастальский). Демократизация обществ. жизни в нач. XX в. коснулась и хор. искусства. С 1908 по 1914 состоялось пять "Всероссийских съездов хоровых деятелей" (в Москве, а последний в Петрограде). Появился спец. журнал "Хоровое и регентское дело" (1909—1917). Интенсивно издается хор. литература, светская и духовная. В столицах и на периферии организуются беспл. курсы по подготовке регентов и учителей иск. пения (основатели А. Городцов, А. Карасев и др.). К пропаганде хор. искусства подключаются местные Общества трезвости. В Петербурге, Москве и др. городах создавались благотв. общества помощи престарелым хор. певцам, ведущие активную концертн. деятельность. После Октябрьской революции вековая связь светск. и церковн. музыки была нарушена. С конца 80-х гг. XX в. эта связь восстановилась. См. Кантата. Оперный хор. Русская народная песня. Русская церковная музыка и др. 4, 20, 42, 69, 72, 73, 82, 102, 144, 170, 186, 188, 291.
Правильное понимание "Русская хоровая культура" основывается на музыкальных практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация Русская хоровая культура творцами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.