Поиск:

Шуберт Франц Петер

Какой смысл мызыканты вкладывают в эту версию трактовки слова или личности "Шуберт Франц Петер":

ШУБЕРТ Франц Петер (1797—1828) — австр. композитор, первый великий представитель муз. романтизма; автор многих (более 1000) произв. различн. жанров. Щедрый мелодизм Ш. коренится в нац. венском фольклоре (австр., а также венгерск., слав.). Ш. с детства пел в церк. хоре, обучался в семье на скрипке и фп.; в 1808—12 — певчий придв. капеллы (рук. А. Сальери), где продолжал муз. образование. Среди соч. с участием хора (с орк., фп., a cap.) — 6 месс (7-я представлена фрагментами), Немецкая месса, Немецкий реквием, гимны, псалмы, кантаты (“Победная песнь Мириам” для соло сопрано, хора, фп., написана в генделевском духе); Stabat Mater (лат. и нем., на сл. Клопштока); хоры из муз. к “Розамунде”; хоры и вок. ансамбли. Ранние 4 мессы (1814—16; самая популярная 2-я, соль мажор) невелики по объему, отличаются характерной для Ш. песенностью. Поздние мессы (ля-бемоль мажор — 1822 и нередко исполняемая ми-бемоль мажор — 1828) монументальны, с большими фугами; содержат трагич. интонации, свойственные нек. последним песням Ш. Произв. для хора — муж. (46), жен. (6), смеш. (19), a cap. и с фп., — написаны на сл. Гёте, Шиллера и др. современников Ш. По тематике и выразит. средствам они близки сольным песням Ш., в них та же тесная связь музыки и текста. Содержанием ранних, более простых, хоров явл. любовн. лирика, воспевание красоты природы (связь с традициями муж. ансамблевого пения; см. Лидертафель). В поздних хорах проявляются раздумье, философск. размышление, они — объемнее (иногда приближаются к кантатному жанру), сложнее по муз. языку. Для хоров Ш. характерна контрастность: богатство мелодики, наличие в пьесе неск. тем; красочность гармонии (взаимопроникновение мажора и минора, терцовые соотношения, порой сопоставления далеких тональностей), разнообразие фактуры, размеров, динамики. Состав хоров и ансамблей — от 2-3 до 6 голосов. Партии ритмически подвижны; в муж. хорах верхний голос нередко изложен в высокой тесситуре. Формы разнообразны, от куплетно-строфич. до сквозной. В ранних хорах наблюдается гомофонно-гармонич. изложение при подвижном верхнем голосе; в поздних применяется имитац. полифония. Сопровождение фп., по больш. части, развито, выразительно. Имеются хор. перелож. (разных авторов) песен Ш. (“Лесной царь”, “Приют”, “Баркарола”, “Утренняя серенада” и др.). 103, 174, 297.

Правильное понимание "Шуберт Франц Петер" основывается на музыкальных практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация Шуберт Франц Петер творцами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.





Вверх