Поиск:

Симфонический оркестр

Какой смысл мызыканты вкладывают в эту версию трактовки слова или личности "Симфонический оркестр":

СИМФОНИ́ЧЕСКИЙ ОРКЕ́СТР — наиболее совершенный и богатый по выразительным возможностям из оркестров, распространенных в современной музыкальной практике. Крупные симфонические оркестры насчитывают более 100 музыкантов. Тембровые и динамические возможности симфонического оркестра исключительно велики и многообразны, поэтому он по праву считается вершинным завоеванием музыкально-исполнительской культуры. Симфонический оркестр формировался в течение столетий. Его развитие происходило в недрах оперных и церковных ансамблей. Такие коллективы в XVI—XVII вв. были небольшими и разнородными. В их состав входили лютни, виолы, флейты с гобоями, тромбоны, арфы, барабаны. Постепенно главенствующее положение завоевали струнные смычковые инструменты. Место виол заняли скрипки с их более сочным и певучим звуком. К началу XVIII в. они уже безраздельно господствовали в оркестре. Объединились в отдельную группу и духовые (флейты, гобои, фаготы). Из церковного оркестра перешли в симфонический трубы и литавры. Непременным участником инструментальных ансамблей был клавесин. Такой состав оркестра характерен для И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, А. Вивальди. С середины XVIII в. начинают развиваться жанры симфонии и инструментального концерта. Отход от многоголосного стиля обусловил стремление композиторов к тембровому разнообразию, рельефному вычленению оркестровых голосов. Меняются функции многих инструментов. Клавесин с его слабым звуком постепенно теряет ведущую роль. Вскоре композиторы совсем отказываются от него, опираясь главным образом на струнную и духовую группы. К концу XVIII в. сложился так наз. классический, или малый состав оркестра: около 30 струнных, 2 флейты, 2 гобоя, 2 фагота, 2 трубы, 2—3 валторны и литавры. Для такого состава писали Й. Гайдн, В. А. Моцарт; таков состав оркестра в ранних сочинениях Л. Бетховена. В XIX в. развитие оркестра шло в основном по двум направлениям. С одной стороны, увеличиваясь в составе, он обогащался инструментами многих видов (в этом великая заслуга композиторов-романтиков, в первую очередь Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера). С другой стороны — развивались “внутренние” возможности оркестра: звуковые краски становились чище, фактура — яснее, выразительные ресурсы — экономичнее (таков оркестр М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова). Значительно обогатили оркестровую палитру и многие композиторы конца XIX — 1-й половины XX в. (Р. Штраус, Г. Малер, К. Дебюсси, М. Равель, И. Ф. Стравинский, Б. Барток, Д. Д. Шостакович и др.). Современный большой симфонический оркестр состоит из 4-х основных групп. Фундаментом оркестра служит струнная группа (скрипки, альты, виолончели, контрабасы). В большинстве случаев струнные являются основными носителями мелодического начала в оркестре. Количество музыкантов, играющих на струнных, составляет примерно 2/3 всего коллектива. В группу деревянных духовых инструментов входят: флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Каждый из них имеет обычно самостоятельную партию. Уступая смычковым в тембровой насыщенности. динамических свойствах и разнообразии приемов игры, духовые обладают большей силой, компактностью звучания, яркими красочными оттенками. Третья группа инструментов оркестра — медные духовые (валторна, труба, тромбон, туба). Они вносят в оркестр новые яркие краски, обогащают его динамические возможности, придают звучанию мощь и блеск, служат также басовой и ритмической опорой. Все большее значение приобретают в симфоническом оркестре ударные инструменты. Основная их функция — ритмическая. Кроме того, они создают особый звукошумовой фон, дополняют и украшают палитру колористическими эффектами. По характеру звучания ударные делятся на 2 типа: один имеет определенную высоту звука (литавры, колокольчики, ксилофон, колокола и др.), другие лишены точной звуковысотности (треугольник, бубен, малый и большой барабаны, тарелки). Из инструментов, не входящих в основные группы, наиболее существенна роль арфы. Эпизодически композиторы включают в оркестр челесту, фортепиано, саксофон, орган и другие инструменты. Для симфонического оркестра создана огромная литература — симфонии, сюиты, поэмы, увертюры и др. Симфонический оркестр — непременный участник музыкальных спектаклей (опер, балетов, оперетт), а также ораторий, кантат и т. п. В нашей стране и за рубежом — сотни первоклассных симфонических коллективов, многие из которых завоевали мировую известность.

Правильное понимание "Симфонический оркестр" основывается на музыкальных практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация Симфонический оркестр творцами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.





Вверх