Какой смысл мызыканты вкладывают в эту версию трактовки слова или личности "Строй":
СТРОЙ — 1) Система звуковысотных отношений — интервалов. В музыке применяется огранич. число типовых интервалов; одноим. интервалы при пении и игре на инструм. без фиксированной высоты звуков (напр., на скрипке) отличаются интонац. оттенками в зависимости от их ладового значения. Практически С. выражается в правильном интонировании интервалов. Теории С. возникли (в связи с настройкой инструм.) еще в Др. Греции. Таков пифагорейский С., в котор. применялась для настраивания чистая квинта. Путем последовательных квинтовых ходов, с последующим перемещением вниз на октаву, можно найти все ступени звукоряда. Опытным путем (при помощи монохорда) доказано, что квинте от основного тона соответствует 2/3 струны, октаве 1/2. Ходы на квинту, октаву могут быть выражены математически: восходящие — путем умножения (на 2/3, 1/2), нисходящие — деления (на те же величины). Таким обр. каждая ступень звукоряда получает свое математич. выражение; поэтому С. можно определить как систему, основанную на колич. выражении интервалов. Пифагорейский С., пригодный для одноголосной музыки, оказался неподходящим при переходе к гармонии, т. к. давал (при настройке органа и др.) слишком высокую большую терцию (выраженную отношением 64/81); отсюда возникла необходимость перехода к так наз. чистому, или квинто-терцовому, С., в котор. применялась для настраивания кроме квинты и "чистая", хорошо консонирующая большая терция (натуральная, выраженная отношением 4/5). Этот С. обеспечивал консонантность трезвучий — основу гармонии (кроме резко диссонирующего трезвучия II ступ. в мажоре, вследствие чего оно оказывалось неприемлемым). Ряд интервалов в обоих С. получил различное выражение: в пифагорейском большие интервалы более расширены, малые — более сужены, чем в квинто-терцовом С. Недостаток этих строев — их незамкнутость (си-диез не равняется до) и отсюда — необходимость большого колич. звуков в октаве, что практически неудобно. Стремление преодолеть указанные недостатки привело к темперации, сначала неравномерной (в различн. вариантах), затем к равномерной, в виде совр. равномерно-темперированного С. Интервалы этого С. занимают, примерно, среднее положение между интервалами предыдущих С. (неск. ближе к пифагорейским). В хоре используется зонный С. (см. Зона) с его многочисл. интонац. оттенками. Характерные черты математич. строев (консонантность интервалов в квинто-терцовом С., их большая контрастность в пифагорейском) находят свое место в зонном С. Различается С. мелодический (горизонтальный, С. отд. хор. партии) и гармонический (вертикальный, С. всего хора). При интонировании мелодии опытные исполнители (скрипачи, певцы) стремятся расширять большие интервалы и сужать малые для большей их индивидуализации. В хоре обычно наблюдается противоположная тенденция (особенно — низкое исполнение восходящей большой секунды), что вызвало необходимость предупредительных правил: петь широко большие интервалы и суженно — малые. Исполнение гармонич. интервалов не всегда тождественно исполнению мелодических (см. Интервал). Гарм. интервалы по отношению к точности разделяются на стабильные (октава, квинта, кварта), требующие особой точности настройки, и вариационные (остальные), допускающие большее разнообразие в интонировании, в зависимости от их ладового значения (напр., спокойная большая терция в тонич. мажорном трезвучии и более высокая в доминантовом трезвучии, септаккорде). С. в хоре должен способствовать раскрытию ладовых закономерностей, отсюда необходимость устойчивости интонирования в статических аккордах, остроты исп. вводных тонов. Качество хорового С. зависит от многих причин (муз. подготовка певцов, их внимание, интерес к исполняемому, состояние голосового аппарата, акустика помещения и т. д.). Важнейшая предпосылка хорошего С. — правильное вок. воспитание поющих. См. Альтерация, Вводный тон, Детонация, Интонация, Натуральный строй, Темперация, Тональность, Хроматическая гамма. 2) Частота настройки эталона высоты — камертона. 3) В применении к муз. инструм. то же, что звукоряд (натуральный С. валторны, хроматический С. баяна). 4) Интервальные соотношения открытых струн на некотор. инструм. (квинтовый С. скрипки и др.). 5) С. транспонирующего инструм. — буквенное или слоговое назв. звука, котор. извлекается при написанной ноте до. 90, 162, 163, 292, 301.
Правильное понимание "Строй" основывается на музыкальных практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация Строй творцами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.