Поиск:

Тромбон

Какой смысл мызыканты вкладывают в эту версию трактовки слова или личности "Тромбон":

ТРОМБОН (итал. trombone — большая труба) — медный духовой мундштучный инструмент, снабженный специальной U-образной кулисой, передвижение которой вдоль штанги позволяет исполнителю увеличивать или уменьшать длину ствола инструмента, понижая или повышая тем самым высоту извлекаемых звуков. Непосредственным предшественником инструмента были европейские басовые трубы, на основе которых в XV в. была сконструирована кулисная труба (zugtrompete). Роль кулисы этого инструмента выполняла так называемая мундштучная гильза длиной 25 см, по которой и передвигалась вся труба. Со временем этот тип инструмента подвергся усовершенствованию — появилась двойная кулиса, которая способствовала продольному передвижению нижнего колена трубы. В результате в начале XVI в. появились первые хроматические тромбоны со своими разновидностями: с высокой, средней и низкой тесситурой. Всего насчитывалось около 24-х разновидностей строев. В XVIII в. тромбоны использовались преимущественно в церковной или в так называемой башенной музыке. В дальнейшем инструменты стали активно проникать в составы ансамблей, оркестровые группы. Первые образцы применения тромбонов можно найти в оркестровых партитурах Дж. Габриели, К. Монтеверди, Г. Шютца, где имеются партии трех тромбонов разных строев: альтового Ми-бемоль (Es), тенорового Си-бемоль (В), басового Фа (F). Наибольшее употребление в оркестровой литературе XVIII — начала XIX в. в качестве ведущего мелодического голоса имел альтовый тромбон. В начале XX в. окончательно сформировалась оркестровая группа из трех теноровых тромбонов и тубы, которая продолжает сохранять свое функциональное единство до наших дней. В отдельных сочинениях встречаются партии контрабасового тромбона, например, в операх Дж. Верди "Аида", Р. Вагнера "Золото Рейна" и др. Современный тромбон состоит из следующих основных частей: раструба с основной трубкой, штанги с мундштуком, раздвижной кулисы, которая вставляется в штанги и имеет поперечные (соединительные) трубки. У некоторых моделей тромбона на раструбе устанавливается квартвентиль. Диапазон тенорового тромбона — от ми контроктавы до звука фа второй октавы. Его партия записывается в басовом или теноровом ключе в соответствии с реальным звучанием. В основе образования при игре на Т. хроматического звукоряда лежат натуральные звуки, образуемые последовательно в каждой из семи позиций. Путем передувания от основного звука каждой позиции извлекаются 12 обертонов (натуральных звуков). На тромбонах, имеющих квартвентиль, появляется возможность понижения звуков первой позиции на чистую кварту и, следовательно, возможность хроматически заполнить так называемую "мертвую зону", располагающуюся между первым и вторым основными натуральными звуками (си-бемоль контроктавы — ми-бемоль большой октавы). Однако из-за расширения на 1/4 длины трубки каждой позиции звук си контроктавы не извлекается. Без участия в звукоизвлечении квартвентиля можно лишь понизить при помощи кулисы второй натуральный звук (си-бемоль большой октавы) до звука ми-бекар той же октавы. Последующие звуки с помощью только кулисы не извлекаются, так как использованы все позиции тромбона. Квартвентиль облегчает также исполнение технически сложных пассажей и неустойчивых по интонации звуков нижнего регистра. Сегодня тромбон находит широкое применение в области как академической, так и джазовой музыки. В партитуре партия тромбона пишется ниже партии трубы. Широкое применение в музыкально-исполнительской и учебно-педагогической практике находят сегодня "Школы игры на тромбоне" В. Блажевича, Е. Рейхе, Н. Вострякова, Б. Григорьева, а также этюды и упражнения А. Седракяна, В. Блажевича, пособие "Методика обучения игре на тромбоне" В. Сумеркина и др.

Правильное понимание "Тромбон" основывается на музыкальных практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация Тромбон творцами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.





Вверх