Поиск:

Труба

Какой смысл мызыканты вкладывают в эту версию трактовки слова или личности "Труба":

ТРУБА (итал. tromba) — медный духовой мундштучный инструмент, представляющий собой трубку цилиндрическо-конического сечения, согнутую в один оборот и заканчивающуюся небольшим раструбом, который рассеивает звук. Верхний конец трубки снабжен мундштуком. Хроматический звукоряд на Т. образуется с помощью трехвентильного механизма (поворотного или помпового), который позволяет музыканту увеличивать общую длину трубки инструмента (а значит, и длину столба воздуха, заключенного в канале), понижая тем самым высоту звуков натурального звукоряда на определенный интервал. При этом включение первого вентиля увеличивает длину трубки приблизительно на 1/8, понижая звукоряд на целый тон; второго — на 1/15, понижая на полтона; третьего — на 1/5, понижая на полтора тона. Одновременное включение (нажатие) двух или всех трех вентилей дает дальнейшее понижение звучания Т., соответственно, на два, два с половиной и три тона. Вследствие этого общее понижение строя будет приблизительно равняться сумме понижений отдельных вентилей. Точного соответствия сумме понижений получить невозможно в связи с тем, что каждая дополнительно включенная крона рассчитывается акустически на начальную основную длину трубки инструмента. Поэтому при одновременном включении (нажатии) двух или трех вентилей общая длина дополнительных крон получается меньше расчетной. Различные комбинации включения основных вентилей позволяют получить семь вариантов высоты звуков. Отклонения от точного темперированного строя корректируются исполнителем с помощью согласованного действия губ и дыхания или использования вспомогательной аппликатуры. В группе медных духовых инструментов труба относится к высокотесситурному инструменту, имеющему общий диапазон от фа-диез малой октавы до ре—ми третьей октавы. В современной сольной, ансамблевой и оркестровой практике используется Т. в строе Си-бемоль (B), а это значит, что как инструмент транспонирующий она звучит тоном ниже написанного. Семейство Т. имеет свои разновидности, которые используются, но редко, в исполнительской практике: малая (пикколо), альтовая и басовая. Наиболее широкое применение в симфоническом, военно-духовом, джазовом оркестрах и различных ансамблевых объединениях находит сегодня сопрановая труба. В партитуре Т. нотируется в скрипичном ключе и пишется ниже партии валторн и выше партии тромбонов. Отечественный репертуар для трубы представляет собой достаточно обширный список инструктивной, учебно-педагогической, концертной и ансамблевой литературы, которая создавалась многими поколениями трубачей. В настоящее время в системе обучения игре на трубе начального и среднего образовательного звена используются такие работы, как "Школы" Ж. Арбана, С. Баласаняна, В. Вурма, И. Кобеца, Л. Липкина, А. Митронова, Г. Орвида, М. Табакова, Ю. Усова, А. Устинова, Л. Чумова. Великолепные сольные и ансамблевые произведения для трубы созданы композиторами разных эпох, в том числе: А. Вивальди, Т. Альбинони, Г. Пёрселлом, Д. Мартини, Г. Ф. Телеманом, Л. Моцартом, Й. Гайдном, И. Гуммелем, А. Жоливе, Э. Бозза, П. Хиндемитом, А. Томази, а также отечественными композиторами — А. Арутюняном, В. Щёлоковым, В. Пескиным, А. Пахмутовой, О. Тактакишвили, Б. Асафьевым, С. Василенко, Н. Раковым, Б. Анисимовым и др.

Правильное понимание "Труба" основывается на музыкальных практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация Труба творцами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.





Вверх