Какой смысл мызыканты вкладывают в эту версию трактовки слова или личности "Валторна":
ВАЛТОРНА (нем. Waldhorn, буквально — лесной рог) — духовой медный мундштучный инструмент, конструкция которого представляет собой длинную узкомензурную трубку, свернутую в спиралеобразную форму и заканчивающуюся широким раструбом. Валторна произошла от обыкновенного рога животного (быка, тура), ее ранние образцы располагали лишь набором тонов натурального звукоряда. Первая оркестровая натуральная В. была изготовлена в 1680 г. во Франции. В России она появилась лишь в 1720 г. как инструмент придворного оркестра и ансамбля. С натуральной В. связана вся классическая музыка XVIII — середины XIX в., т. е. вплоть до применения вентильного механизма (1818), что в свою очередь позволило намного расширить звуковые и хроматические возможности инструмента. Вентильная клавиатура предназначена для действий пальцев левой руки, в отличие от трубы, т. к. правая рука исполнителя удерживает за раструб в устойчивом положении В. На В. путем передувания извлекаются звуки натурального звукоряда — от 2-го до 21-го, что позволяет охватить диапазон в четыре с половиной октавы. Хроматический звукоряд образуется путем понижения натуральных звуков на интервал, не превосходящий увеличенной кварты (тритон). Сущность хроматизации В. состоит в том, что помимо основного натурального звукоряда посредством включения различных сочетаний вентилей, возможно получить еще семь таких же звукорядов. В настоящее время различными фирмами производятся одинарные 3—4-вентильные В. в строях Фа (F) или Си-бемоль (B), а также — Фа/Ми (F/E) или Си-бемоль/Ля (B/A), и двойные 4—5-вентильные, имеющие четыре самостоятельных строя: Фа (F), Ми (E), Си-бемоль (B), Ля (A). Четвертый, дополнительный вентиль у одинарных и пятый у двойных В. при его включении понижает основной натуральный звукоряд на полтона; он, как правило, используется при извлечении так называемых "застопоренных" звуков и при игре с сурдиной. Двойные В. имеют два строя — Фа (F) и Си-бемоль (B). Перестраивается инструмент из строя Фа (F) в строй Си-бемоль (B) посредством включения квартвентиля, что дает значительное уменьшение длины канала валторны и повышение ее строя на чистую кварту. В отличие от квартвентиля тромбона, а также четвертого вентиля баритона и тубы, квартвентиль В. не увеличивает, а уменьшает длину основной трубки инструмента. Включение квартвентиля на В. позволяет расширить ее нижнюю границу диапазона и извлечь первый натуральный тон в строе Си-бемоль (B), улучшить звуковысотную интонацию отдельных звуков, а также более устойчиво исполнять их в верхнем регистре. Двойные валторны также имеют три кроны общего строя: для строя Фа (F), для строя Си-бемоль (B) и для строя Фа/Си-бемоль (F/B) одновременно. Инструменты, имеющие два самостоятельных ряда дополнительных трубок (один для игры в строе Фа (F), другой — в строе Си-бемоль (B)), называются полными двойными валторнами. Инструменты, у которых при игре в строе Фа (F) оба ряда дополнительных трубок действуют взаимосвязанно, а при звукоизвлечении в строе Си-бемоль (B) — раздельно (только один верхний), называются двойными комбинированными валторнами. В. — инструмент транспонирующий: натуральный звукоряд для всех строев В. записывается одинаково, но звучание при этом получается разное, т. е. в зависимости от строя инструмента. Благодаря своему мягкому, певучему и пластичному звуку В. считается сугубо "кантиленным" инструментом, но ей доступно исполнение технически подвижной музыки и применение различных эффектов. С давних пор композиторами используются особенности игры закрытых и приглушенных тонов, отчего тембр В. приобретает разнообразный колорит. Для этого используются вставные транспонирующие и нетранспонирующие сурдины конической формы, изготовленные из картона, пластмассы или тонкого металла; применяется также способ плотного введения кисти правой руки в раструб инструмента. Так называемые нетранспонирующие сурдины при игре строй В. не изменяют, а транспонирующие — изменяют в сторону повышения; поэтому исполнитель обязан транспонировать нотный текст на полтона ниже, используя включение 4-го дополнительного вентиля (на одинарных В. в строях Фа (F) или Си-бемоль (B)) или 5-го вентиля (на двойных В. в строе Фа/Си-бемоль (F/B)), которые понижают натуральный звукоряд на полтона. В нотах игра вставными сурдинами обозначается как "con sordino", "avec sourdine", "mit Dämpfer". Застопоренные звуки, получаемые исполнителем за счет герметичного закрывания правой ладонью прохода раструба, придают тембру В. мягко-звенящую, напоминающую отдаленное эхо, а иногда и мрачную окраску. Существуют следующие обозначения в нотах этого эффекта: "echo", "half-stopped" (полузастопоренная), "shioso", "coperto", "cuivrez", "son bouché", "muted", "gestopft", а также символы, выставляемые над нотами: + и его отмена о (open). Концертный репертуар В. достаточно богат высокохудожественными произведениями, написанными композиторами разных эпох, направлений и стилей (Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, К. М. Вебер, Р. Шуман, Р. Штраус, Р. Глиэр, А. Гедике, Ю. Левитин, А. Арутюнян, Б. Асафьев, С. Василенко, Б. Дварионас, А. Комаровский и др.). В начальном периоде обучения игре на валторне широко используются "Школы игры на валторне" Ф. Шоллара, В. Солодуева, А. Янкелевича.
Правильное понимание "Валторна" основывается на музыкальных практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация Валторна творцами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.