Поиск:

Яворский

Какой смысл мызыканты вкладывают в эту версию трактовки слова или личности "Яворский":

ЯВО́РСКИЙ Болеслав Леопольдович (1877—1942) — русский музыкальный ученый-теоретик, педагог, пианист, композитор, музыкально-общественный деятель. В 1903 г. окончил Московскую консерваторию (по композиции занимался у С. И. Танеева). Был одним из инициаторов создания в Москве (1906) Народной консерватории (где вел фортепианный, хоровой классы и все музыкально-теоретические предметы), а также так наз. “Музыкальных выставок” (Концертов новой музыки, 1907). В 1916—21 гг. работал в Киевской консерватории, музыкально-драматическом институте им. Н. В. Лысенко и в основанной им Народной консерватории. Переведенный в Москву по настоянию А. В. Луначарского, Яворский работал в Наркомпросе, в созданном по его инициативе 1-м Московском музыкальном техникуме, в издательстве “Музгиз” и в Московской консерватории. Яворский — один из крупнейших музыкальных теоретиков и педагогов 1-й половины XX в. Главной его заслугой стало создание обобщающей музыкально-теоретической системы — теории музыкального мышления (известна также как теория ладового ритма). Новую трактовку получило понятие лада; впервые оно было противопоставлено понятиям гаммы, звукоряда, выделено в самостоятельную категорию и возведено в ранг историко-социального явления. Яворский определил лад как основу организации музыкального мышления, тесно связал его с внутренней слуховой настройкой, которая, как он указывал, формируется под влиянием исторических и социальных причин. В теснейшей связи с ладовыми проблемами Яворский рассматривал вопросы интонации и ритма. Педагог-новатор, Яворский умел развивать в своих воспитанниках способность мыслить творчески и современно; среди многочисленных его учеников такие известные композиторы, исполнители и музыковеды, как Н. Д. Леонтович, Ф. Е. Козицкий, А. В. Свешников, М. С. Пекелис, А. А. Альшванг, С. В. Протопопов, Г. Г. Веревка, Г. А. Дмитревский, И. С. Рабинович, В. А. Цуккерман и др.

Правильное понимание "Яворский" основывается на музыкальных практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация Яворский творцами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.





Вверх